Как поддержать компанию в период нестабильности | Большие Идеи

? Кризис-менеджмент

Как поддержать компанию в
период нестабильности

Советы о том, как оставаться на плаву и искать новые пути развития в условиях турбулентности

Автор: Александр Ким

Как поддержать компанию в период нестабильности
Ksenia Makagonova / Unsplash

читайте также

Как эффективно внедрять новейшие технологии

Рон Ашкеназ

Как «подружить» маркетологов со специалистами по продажам

Андрис А. Золтнерс,  Прабхакант Синха,  Салли Лоример

Старшее поколение не спешит уходить. Что делать молодым?

Майкл Пауэлл,  Никола Бьянки,  Цзинь Ли

Новая корпоративная «кухня»

Энтони Скотт

Подушка безопасности

Сегодня наиболее уверенно себя чувствуют те компании, у которых есть запас прочности — это могут быть товарные запасы, остатки на счетах в разных валютах. Они дают возможность переждать самые пиковые периоды турбулентности и подготовиться к новому этапу развития компании. Размер резервной подушки сильно зависит от бизнеса. Например, в стартапах используют понятие месячный burning rate — скорость, с которой компания тратит, то есть «сжигает» деньги. И свой запас стартапы формируют исходя из этого показателя.

Соответственно, универсальный ориентир может быть таким: нужно запастись финансовой подушкой, которой хватит на обязательные платежи, в первую очередь, налоги и зарплаты. Причем резервов нужно столько, чтобы вы могли производить эти платежи еще минимум 2—3 месяца. Важно понимать, что неуплата налогов может привести к аресту счетов, а невыплата зарплаты сулит не только проблемы с госорганами, но и, прежде всего, с собственным коллективом.

Можно сказать, что коронавирус помог компаниям и предпринимателям осознать необходимость подобной подушки безопасности. Многие организации понимают, что в любой момент что-то может пойти не так и, скорее всего, научились формировать резервы.

Гибкая реакция и холодная голова

Чтобы компания продолжала работать и функционировать эффективно, ее руководство должно быть гибким. Например, нужно быстро принять решение и урезать расходы, которые сейчас являются необязательными и не влияют на текущую операционную деятельность. Возможно, стоит отложить все проекты, которые не связаны с текущей выручкой, и те, что можно перенести без особого ущерба. Даже если вы много вложили в какой-то проект и эмоционально очень хотите завершить его, надо посмотреть, когда он начнет приносить отдачу. Если это будет не быстро, лучше пока не тратить на него ресурсы. Вы можете законсервировать его и вернуться к нему, когда ситуация на рынке будет более понятной и стабильной.

Сейчас много говорят о том, что все что-то быстро делают: принимают решения, находят новые рынки, партнеров, возможности. На этом фоне появляется желание тоже что-то сделать оперативно. Но есть один важный момент: решения обязательно нужно принимать с холодной головой. Нельзя действовать на эмоциях и в условиях недостатка информации.

Как «остудить» голову? Здесь как нельзя кстати старая поговорка «утро вечера мудренее». Да, решения нужно принимать быстро, но все-таки не сразу. Нужно подождать и обсудить с коллегами — особенно полезны люди, которые работают в других сферах. У них незамыленный глаз, и они иногда подсказывают мысли или идеи, о которых вы даже не подозревали. Могу сказать из личного опыта, что мне всегда помогает разговор с юристами — кажется, что у них всегда есть некий запас рацио. Вероятно, дело в специфике юридической работы.

Какие-то изменения происходят ежедневно, чуть ли не ежечасно. Если слишком быстро принять необратимое решение, уже завтра ситуация может измениться, и все сделанное будет ошибкой. И как раз здесь мы возвращаемся к первому тезису про резервы — именно они позволяют не совершать резких движений и дождаться момента, когда будет больше определенности. Какие-то решения, впрочем, можно принять сразу — например, среагировать на валютный курс.

Простой способ, как снизить эмоциональный накал и предпринять правильные ходы, — записывать свои мысли, желательно от руки. Запишите всю ту новую информацию, которая влияет на ваш бизнес, продумайте варианты, как можно поступить, если возникает та или иная проблема. Потом перечитайте. Решение, которое казалось идеальным, уже через несколько часов может показаться не таким уж верным.

Критическое мышление

Важно здраво оценивать масштаб и горизонт событий. Сейчас очень много информационного шума, который отвлекает. В частности, люди переживают из-за перебоев с поставками. Но мы не так часто выбираем новую импортную машину, одеваемся в зарубежных магазинах, покупаем условный iPhone, даже не каждый день ходим в «Макдоналдс». Все то, что происходит сейчас, скорее, будет иметь влияние в некой среднесрочной и даже долгосрочной перспективе — через три месяца, полгода, год.

Более актуально все то, что связано с бытовыми вопросами. Условно, подписки на Netflix и Spotify, к которым мы уже успели привыкнуть. Однако и здесь есть выход, можно найти аналогичные сервисы. Промежуточный вывод такой: нужно здраво смотреть на ситуацию и понимать, что реально влияет на ваш бизнес.

Коллектив

Очень важно привести настроение сотрудников и топ-команды к общему знаменателю. Команде будет трудно работать, если одна часть людей воодушевлена и видит окно возможностей в нынешней ситуации, а другие находятся в депрессии. Синхронизированная команда будет эффективнее работать на общую цель. А чтобы людей синхронизировать, нужно встречаться с ними и разговаривать.

При этом лидер должен подавать пример, быть спокойным и рассудительным. Если он будет паниковать, бегать и кричать, что все пропало, сможет ли он добавить команде оптимизма? Даже если руководителю придется реализовывать какие-то непопулярные меры, он должен делать это спокойно и уверенно. Быстро — это на самом деле медленно, но постоянно. Суета не приведет к конструктиву.

Новый поворот и сила сообщества

Универсального ответа на вопрос, стоит ли переориентировать свой бизнес на другие регионы, нет. Нужно смотреть на специфику деятельности компании. Так, организация, которая занималась поставкой сельскохозяйственной техники и много ввозила из Европы, должна будет решать проблемы с поставщиками, платежами и логистикой. И, скорее всего, она будет создавать новые партнерства с компаниями из других стран. Вероятно, появятся элементы реэкспорта.

Как искать новых партнеров? Здесь как никогда актуальны нетворкинг и сообщества. Например, выпускники «Сколково» общаются и помогают друг другу, делятся новыми контактами в Китае, Турции, ОАЭ. Через подобные комьюнити и создаются новые связи.

Конечно, придется преодолеть ряд трудностей, когда вы начинаете работать с абсолютно новым для себя рынком. Так было всегда, в любой экономической ситуации. И контакты как раз помогут избежать каких-то типичных ошибок, быстрее освоить нюансы.