Чьи дочки останутся в России
Игорь ГурковПризрак бродит в головах россиян — призрак полупустых полок в магазинах, закрытых торговых центров, автосалонов, в которых можно будет выбирать между «Лада-Классик» и «Лада-Адванс», кнопочных телефонов и латаных-перелатанных компьютеров, на экранах которых сохранились значки неработающих программ.
Чиновникам представляются ржавые замки на воротах заводов, занимавших призовые места по качеству продукции в корпорациях Nissan или Volvo Truck, и бывшие технические директора, пишущие заявления о приеме на работу в качестве помощника мастера.
Попробуем отделить страшные предположения от мрачной действительности.
По состоянию на 21 марта о приостановке деятельности, самоограничениях в своей деятельности на территории России или о решении полностью покинуть российский рынок объявили 368 компаний. Наиболее заметными стали заявления о приостановке деятельности знаковых компаний продуктового сектора (Unilever, P&G, Mondalez, Coca-Cola, PepsiCo и еще 20 компаний), компаний ИТ и высоких технологий, а также поставщиков одежды и обуви.
Объявленные западными корпорациями действия можно условно разделить на три типа.
1. Разные варианты ограничения своей деятельности. Siemens объявила о том, что приостанавливает программы развития и заключение новых контрактов (по существующим контрактам обслуживание продолжается «на время оценки последствий санкций Евросоюза»). Unilever заявила о прекращении поставок своей продукции в Россию и из России, инвестиций в рекламу и в дальнейшие проекты в нашей стране. При этом компания продолжит поставлять «жизненно важные продукты питания и гигиены, произведенные в России, для жителей России». О похожих шагах, не затрагивающих социально значимые продукты (например, молоко и детское питание), объявили и другие компании потребительского сектора — PepsiCo, P&G и проч. Максимально мягкие меры примет корпорация Heineken — она приостановит производство и реализацию пива под брендом Heineken в России. «Все заводы, операционные и коммерческие подразделения компании на территории страны продолжат работать в штатном режиме, сохраняя широкий портфель брендов пива и сидров», — говорится в сообщении компании.
А Shell и Philip Morris уже успели частично «взять свои слова обратно», объявив о бесперебойной работе в России.
Многие крупные корпорации пищевого сектора, которые сокращают выпускаемый в России ассортимент, просто оптимизируют свои продуктовые линейки на падающем рынке: многие давно к этому готовились, и сейчас момент показался им подходящим. Вывод «флагманских» брендов с российского рынка имеет для этих компаний политическое значение, но не обязательно сильно отразится на выручке, поскольку часто такие бренды занимали небольшую долю в продажах.
2. Временная приостановка деятельности в России. Компании, объявившие об этом, предельно осторожны в заявлениях и избегают любых связей между приостановкой своей деятельности и политическими событиями, ссылаясь на «объективные причины». Например, Booking.com заявила, что «вынуждена приостановить предоставление туристических услуг в России в связи с возрастающей сложностью ведения бизнеса в стране». Toyota — что «не планирует уходить с российского рынка и закрывать завод в России» и что поставки автомобилей Toyota и Lexus временно заморожены из-за нарушения логистических цепочек в регионе. 3M связала приостановку поставок своей продукции в Россию «с высокой волатильностью курсов валют… Данное ограничение носит временный характер».
3. Планы полного ухода с российского рынка. Формы и виды деятельности у заявивших об этом компаний разные: Valio владеет собственным крупным производством, Ford участвует в совместных предприятиях, Inditex (марки Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius) арендует торговые площади, Rolex ведет операции через франчайзи из третьих стран. В этой статье мы хотим ответить на вопрос о вероятности и последствиях ухода компаний, имеющих в России собственные производственные мощности.
Для начала попытаемся разобраться в многообразии реакций мультинациональных компаний. Проще всего понять вынужденную приостановку деятельности компаний. Как правило, она связана с объективными причинами — например, с препятствиями для закупки товаров и услуг за рубежом. Работа цифровых компаний, таких как Booking.com, стала невозможной, когда международные платежные системы ввели ограничения для российских банковских карт. С другой стороны, меры, принятые Центробанком РФ (принудительная продажа 80% валютной выручки и остатков на валютных счетах предприятий, постоянно меняющиеся правила перевода валюты за рубеж на покупку сырья, материалов и комплектующих), а также абсурдные ограничения экспорта отдельных видов продукции лишили российские подразделения инофирм значительной части оборотных средств и усложнили их деятельность, создав многочисленные «пробки» в глобальных логистических цепочках.
Исторически большинство промышленных подразделений зарубежных компаний были очень устойчивы к изменениям условий и правил игры. В октябре 2021 года при поддержке гранта Вышей школы бизнеса НИУ ВШЭ мы начали исследование таких подразделений в период пандемии. Сначала мы собрали информацию об их финансовом положении и динамике выручки в 2019—2020 годах. Мы не планировали охватить все компании, а хотели создать репрезентативную выборку предприятий в зарубежной собственности в основных секторах обрабатывающей промышленности России. В результате мы собрали данные о 306 компаниях. Как они отреагировали на последние политические события? В Таблице 1 представлено распределение данных предприятий по трем типам самоограничений на 30 марта 2022 г.
Таблица 1. Объявленные меры ограничения деятельности, приостановки производства и полного прекращения операций в России в репрезентативной выборке предприятий обрабатывающего сектора (306 компаний), принадлежащих иностранным корпорациям (на 30 марта 2022 г.)