Антидоты против паники | Большие Идеи

? Кризис-менеджмент

Антидоты против
паники

HR-директор торговой сети «Пятерочка» о том, как компания поддерживает продуктивность команды в кризис

Автор: Лилия Дерябина

Антидоты против паники
AbsolutVision / Unsplash

читайте также

Восемь шагов в неопределенности: что поможет компаниям снизить риски в кризис

Екатерина Трофимова

Почему плохие начальники обходятся компаниям в сотни миллиардов

Томас Чаморро-Премузик

Мы или она!

Елена Евграфова

«Это счастье — заниматься классической музыкой»

Марина Иванющенкова

Сегодняшняя ситуация в стране и в мире не имеет аналогов. Мы выделили несколько принципов, которые помогают нам заботиться о коллективе, состоящем из более 260 тыс. сотрудников, и справляться с кризисом.

Понятные цели и четкий план действий

Людям легче переживать сложные времена, когда они сосредоточены на ежедневных задачах и знают, что и как делать хотя бы в ближайшее время. Как и многим компаниям, нам сейчас сложно стратегически мыслить вдолгую. Мы создали штаб, который анализирует возникающие риски — экономические, технологические, кадровые, стараемся иметь план действий на случаи как благоприятного, так и неблагоприятного развития событий, но опираемся на краткосрочные цели. Важнее всего сегодня — обеспечить непрерывный процесс бизнеса, сохранить качество товаров, поддержать безопасность и стабильность в коллективе. Эти цели мы стараемся четко донести до всех сотрудников.

Поиск новых возможностей

Кризисные времена требуют от команды больших усилий, осознанности действий и вовлеченности в процессы, и сейчас для нас особенно важно сокращать цепочку принятия решений и делать ставку на результат.

Еще в прошлом году мы запустили в 16 магазинах сети пилотный проект «Директор-партнер». Ранее он назывался «Директор-предприниматель», но, учитывая существующие риски, мы изменили акцент и, соответственно, название.

Наши партнеры-директора обладают широкими полномочиями: сами набирают команду, устанавливают график работы, формируют план продаж исходя из цели по прибыли, управляют ассортиментом, инициируют дополнительные маркетинговые акции, принимают решения по вопросам безопасности торговых точек и т. д.

Перед участниками проекта стоит четкая задача: сделать так, чтобы в их магазин регулярно приходили посетители и всегда оставались довольны. Помимо фиксированного оклада, партнеры получают премию по итогам года, на размер которой они могут влиять самостоятельно, выполняя и перевыполняя план.

В ситуации нестабильности велик соблазн остановить проект, однако мы уверены, что наступило время пробовать новые подходы к ведению бизнеса. До конца года количество директоров-партнеров в торговой сети вырастет до тысячи человек.

Гибкие виды занятости

Мы сотрудничаем с самозанятыми в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Воронеже. Директора магазинов могут разместить заявку в специальном приложении, а сотрудники с самозанятостью — откликнуться на нее и поработать в торговом зале, например, в часы пик, когда нагрузка на кассы максимальна.

Также мы предлагаем гибкие графики разным целевым аудиториям: пенсионерам, студентам, женщинам в декрете, людям с ограниченными возможностями. С осени прошлого года наша сеть начала принимать на позиции сборщиков в Москве и области слабослышащих сотрудников. Они формируют заказы, подбирают замену для отсутствующих товаров, фасуют и маркируют собранные партии и передают их курьерам для доставки, а также работают в торговом зале с товарами и ценниками.

Поддержка от руководителей и компании

В кризисные периоды в большинстве коллективов возникают слухи и домыслы, которые могут порождать панику. Важно честно рассказывать сотрудникам о решениях высшего руководства, об изменениях в стратегии, ассортиментной политике, о смене поставщиков.

Мы считаем, что руководители должны быть открыты для персонала: почаще выходить в торговые залы и офисные пространства, говорить с людьми о том, что их беспокоит. Под началом лидера, который слышит подчиненных и старается обеспечить им необходимые условия для работы, люди способны быть продуктивными даже в самые тревожные времена.

Мы запустили в личном кабинете сотрудника (в мобильном приложении) специальную страницу с ответами на вопросы и постоянно ее обновляем. Вопросы люди присылают сами — задают их руководителям или пишут команде внутренних коммуникаций. Ответы классифицированы по подгруппам: общие темы, HR, проекты и продукты, ИТ, транспортное сообщение, удаленная работа, психологическая поддержка. Мы организуем прямые эфиры с топ-менеджментом торговой сети, во время которых лидеры отвечают на все вопросы, волнующие сотрудников.

Кроме того, каждый сотрудник нашей сети может онлайн обратиться к психологу через сервис телемедицины. Также мы на регулярной основе проводим вебинары со специалистами, посетить которые могут все желающие.

Описанные принципы позволяют нам поддерживать людей, которые трудятся в нашей компании, и создавать все условия для того, чтобы они могли работать с полной отдачей даже в самое непростое время.