Принцип аптайм: как перестать все время отвлекаться | Большие Идеи

? Управление временем

Принцип аптайм: как перестать все
время отвлекаться

Специалист по продуктивности из Google рассказывает, как сохранять концентрацию во время работы

Автор: Лора Мэй Мартин

Принцип аптайм: как перестать все время отвлекаться
Фото: Lee Campbell / Unsplash

читайте также

Работать — значит жить?

Ирина Пешкова

Как пробудить энтузиазм в своей компании

Джим Уайтхерст

Пять мифов о мышлении роста

Андреа Дерлер,  Мэри Слотер,  Хайди Грант

Хотите инноваций? Забудьте о свободе

Даан ван Книппенберг,  Мурат Таракчи,  Огуз Аджар

«Аптайм: оптимальный способ управления временем и энергией» — книга Лоры Мэй Мартин, которая посвящена повышению личной эффективности через грамотное управление временем и энергией. Мартин — эксперт в области продуктивности и управления временем, главный советник по продуктивности в Google. Вместо постоянной гонки за эффективностью она предлагает новый подход — управление энергией. Взяв из IТ-сферы термин «аптайм», означающий период, когда компьютер работает на полную мощность, Лора объясняет, как оптимально использовать свои «часы силы» — моменты, когда мы чувствуем максимальную энергию и сосредоточенность. 

Книга опубликована в России издательством «Альпина Паблишер», «Большие идеи» представляют отрывок из нее. 

Не давайте себя отвлекать

Вы определили свои приоритеты, решили работать над ними, выбрали лучшее время, нужное место, подготовили и изучили инструменты. Все будет сделано? Необязательно. В дело вступают отвлекающие факторы. Я уже говорила во введении: поток + сосредоточенность = время, проведенное с пользой.

Если вы не сосредоточены, продуктивной работы не получится.

Погрузиться в работу, уйти в работу с головой, быть в потоке — эти популярные выражения означают одно и то же: работать не отвлекаясь. Но в наши дни бывает трудно сосредоточиться. Мы умственно — и часто физически тоже — работаем в нескольких местах. Везде мы учимся общению и сотрудничеству — и на нас обрушивается нескончаемый поток сообщений, уведомлений и помех, производимый теми самыми технологиями, которые должны помогать нам быть продуктивными! Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Ирвайне, показало, что на восстановление концентрации после того, как вы отвлеклись, уходит в среднем 23 мин. 15 сек. Неудивительно, что нам бывает трудно погрузиться в работу.

Сложно отмахнуться от отвлекающих факторов. Когда звучит сигнал, приходит сообщение в мессенджер, СМС или письмо по электронной почте, мы реагируем — и это нормально! Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы устранить отвлекающие факторы на рабочем месте.  

Лучший способ преодолеть отвлекающий фактор — справиться с ним до его появления.

Защита рабочего места «от детей»

Отстраненно взгляните на свой рабочий процесс и отвлекающие факторы. Мне этот процесс напоминает действия, необходимые, чтобы сделать дом безопасным для ребенка.

Представьте, что к вам приезжает на неделю чей-то ребенок. Он уже умеет ходить и будет лазать по всему дому, но еще не понимает инструкций. У вас есть три варианта:

1. Никак не готовиться. Просто всю неделю бегайте за ребенком и внимательно следите за ним, чтобы обеспечить его безопасность. «Не трогай нож! Не прикасайся к плите! Не суй пальцы в розетку!»

2. Выделите безопасное пространство и не выпускайте оттуда ребенка.

3. Сделайте дом безопасным! Потратьте несколько минут, чтобы ограничить доступ к опасным местам, закрыть розетки и убрать все острое, чтобы ребенок мог свободно играть.

Вариант 3 требует немного больше усилий, но вам будет гораздо спокойнее. Вариант 2 — хорошее быстрое решение, но надолго его не хватит. Вариант 1 вас измучит. На третий день вы упадете без сил. Вам придется быть в напряжении, следить, наблюдать, реагировать, теряя энергию. И все равно высока вероятность, что произойдет несчастный случай.

Те же принципы действуют, когда вам нужно сосредоточиться на работе. Варианты выглядят следующим образом:

1. Не делайте ничего, чтобы сосредоточиться. Не отключайте уведомления, электронную почту, всплывающие окна и сообщения, откройте как можно больше вкладок в браузере, телефон положите рядом с собой. Если что-то отвлечет внимание, вы сможете быстро переключиться (на самом деле это не так, если верить исследованиям).

2. Создайте условия, в которых вы можете видеть только то, чем занимаетесь. Распечатайте слайды или договор на бумаге. Используйте отдельный компьютер, на котором нет вайфая или ваших привычных программ (сработает ненадолго, в долгосрочной перспективе — нереально).

3. Действуйте как собственный помощник. Уделите время настройке на успех до начала рабочего дня. Подумайте о том, что может вас отвлечь во время работы. Посетите туалет. Перекусите. Налейте себе воды. Закройте лишние окна и вкладки (я называю это работой в одной вкладке). Отключите всплывающие уведомления и закройте мессенджеры. Отнесите телефон в другую комнату, чтобы понадобилось не менее 20 секунд, чтобы взять его в руки. (В книге «Преимущество счастья» Шон Ачор вводит правило 20 секунд для отказа от привычек: если на действие требуется меньше 20 секунд, вы, скорее всего, его выполните, а если больше — вряд ли. Поэтому убедитесь, что те вещи, которые могут вас отвлекать, находятся «на расстоянии» более 20 секунд.)

Как видите, вариант 3 обеспечит максимальный успех в долгосрочной перспективе. Поначалу вы можете почувствовать панику, потому что мозг, скорее всего, настроен на «режим видеоигры» — повышенной готовности в ожидании сигналов (чаты, всплывающие уведомления, электронные письма). Это оттягивает энергию, необходимую для выполнения рабочих задач. Сидеть перед пустым документом с мерцающим курсором поначалу может показаться скучно, но вам нужно сосредоточиться. Как только мозг преодолеет панику (потому что ему нечем заняться, кроме работы) и избавится от отвлекающих факторов, вы быстро перейдете в состояние аптайма и будете успевать больше за меньшее время.