«Я сейчас не могу»: почему звонки друзей и родных вызывают стресс | Большие Идеи

? Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Я сейчас не могу»: почему звонки друзей и родных
вызывают стресс

Что делать, чтобы внимание дорогих вам людей не вызывало негативных эмоций

Автор: Элизабет Грейс Сондерс

«Я сейчас не могу»: почему звонки друзей и родных вызывают стресс
MALTE MUELLER/GETTY IMAGES

читайте также

Путь к изобилию

Сергей Филонович

6 советов для тех, кто побаивается переговоров

Уитни Джонсон

Без человека

Дондурей Даниил

Хотите стать настоящим боссом, чаще говорите «мы» вместо «я»

Дэвид Буркус

Спина напряжена. Взгляд мечется. Мозг лихорадочно работает. Причина не во внезапной атаке хищника, и даже не в том, что вам пришло пугающее письмо от начальника. Просто вы получили смс от близкого друга, на экране телефона высветился номер супруга или коллега заскочил поболтать в рабочее время.

Отчего у вас такая реакция? Вам ведь хочется общаться с этими людьми и поддерживать отношения. Так почему же, если они связываются с вами или предлагают выбраться на обед, вы расцениваете это как угрозу?

Работая консультантом по вопросам тайм-менеджмента, я обнаружила: подобные реакции возникают от того, что управление ожиданиями других людей — один из ключевых факторов в управлении собственным временем. Если у людей есть возможность быстро обмениваться информацией, ожидание немедленного ответа часто становится нормой. Но мы не всегда можем мгновенно реагировать, особенно когда выполняем какую-то работу. Этот разрыв между ожиданиями и тем, что мы в реальности способны сделать, вызывает сильное чувство вины, особенно если речь заходит о самых близких людях. Если игнорировать это чувство, оно способно проявлять себя в крайних формах: мы можем рявкнуть на отвлекающих нас людей или просто блокировать попытки пообщаться.

Но изменить свое поведение и найти золотую середину, когда вы и концентрируетесь на работе, и демонстрируете, что дорожите отношениями, возможно. Для этого следует улучшить три навыка: нужно научиться устанавливать границы, делать запасы времени в своем расписании и не упускать из виду перспективу.

Установите границы. Одна из причин, по которой неожиданный контакт вызывает ощущение угрозы, заключается в отсутствии чувства безопасности. Отношения с близкими людьми основаны на вере, что вы делаете все возможное, чтобы быть отзывчивым, при этом вы свободны в решении о выборе времени для коммуникации. В противном случае возникает тревожное ощущение: если вы не ответите определенным образом или к определенному времени, то будете виноваты или огорчите другого человека.

Скорость и степень вашей реакции могут различаться в зависимости от ситуации. Смс от вашего ребенка требует совершенно не такого отклика, как сообщение от вашего знакомого в LinkedIn. Но в любом случае устанавливать границы и говорить о них — это нормально. Например, вы можете объяснить своему супругу, что в определенные рабочие дни вам необходимо полностью сконцентрироваться на том, чтобы закончить работу в срок, и вы сможете отвечать на звонки только в случае чрезвычайной ситуации. Или вы можете объяснить, что смс или электронная почта предпочтительнее звонка. Также полезно сообщить, когда именно вы обычно бываете свободны и доступны для личных дел. Например, мои близкие знают, что самое лучшее время встреч со мной или общения по телефону наступает после 18:00.

Ослабьте давление времени. Отсутствие в расписании лишнего времени вызывает раздражение. Когда совещания следуют одно за другим, а у вас даже нет времени, чтобы нормально поесть или привести мысли в порядок, вы можете так сильно зациклиться на делах, что забудете об окружающих людях. Вместо того, чтобы радоваться человеческому общению, вы будете избегать его, потому что оно будет помехой в работе.

Если причина вашего раздражения кроется в этом, создайте в расписании «передышки». Отметьте временные интервалы, которые станут для вас «запасом». Для других людей эти интервалы будут выглядеть как запланированные дела, поэтому вероятность того, что вы окажетесь на встрече сразу после предыдущей, а потом еще на двух, уменьшится.

Эти передышки дадут вам: а) возможность для дополнительной работы, которая возникает в течение недели; б) шанс привести мысли в порядок и в) время для совсем простых вещей вроде ответных смс. Если в это время вас по-прежнему будут отвлекать коллеги, отправляйтесь в комнату для переговоров или в кафе. Так вы получите немного личного пространства и времени в середине рабочего дня.

Не упускайте из виду перспективу. Иногда мы болезненно реагируем на самых близких нам людей, потому что в глубине души хотим общаться с ними так же сильно, как и они с нами. Мы испытываем чувство вины от того, что для этого у нас нет времени. Нам даже может казаться, будто мы подводим их, потому что в настоящий момент у них для такого общения больше возможностей, чем у нас.

Когда вы испытываете стресс, напряжение или злость и ваша первая реакция — проигнорировать дорогого вам человека либо грубо рявкнуть в ответ, остановитесь на минуту, чтобы почувствовать благодарность за то, что кто-то дорожит вами и хочет наладить с вами контакт. Выделите немного личного времени, придите в себя и подумайте о перспективе. Прямо сейчас работа может казаться первостепенной задачей, но когда речь заходит о здоровье и счастье, полноценные отношения с дорогими людьми гораздо важнее.

Признайте: если бы вам оставалось жить одну неделю, вы бы, скорее всего, тут же бросили работу и провели все это время с теми людьми, которые, казалось бы, сейчас мешают вам.

Постарайтесь ответить людям, которые хотят с вами связаться, наиболее подходящим для вашего случая способом. Возможно, вы отправите короткое смс со словами: «Я ценю твой звонок. Сейчас не могу говорить, но очень бы хотел сегодня вечером пообщаться». Или сообщите коллеге, что сегодня у вас не получается встретиться за обедом, но вы сумеете что-нибудь придумать на следующей неделе. Если вы не можете ответить сразу же, можно приложить усилия и связаться с важным для вас человеком, как только вы закончите дела.

Когда время поджимает, друзья, семья и коллеги могут вызывать стресс. Очень важно ежедневно и осознанно прикладывать усилия, чтобы благодаря трем вышеперечисленным навыкам быть адекватными и управлять своим временем.

Об авторе. Элизабет Грейс Сондерс (Elizabeth Grace Saunders) — консультант по вопросам управления временем, учредитель компании Real Life E Time Coaching & Training, автор книги «The 3 Secrets to Effective Time Investment: How to Achieve More Success With Less Stress».