читайте также
Прокрастинация — это склонность человека откладывать дела, решения и даже мысли на потом. Это не совсем синоним лени, ведь часто в процессе прокрастинации мы заменяем одни дела, которые нам делать не хочется, на другие, более для нас приятные. Теоретически мы чем-то заняты, но только не тем, чем нужно. Прокрастинируют все: коллеги и руководители, мужчины и женщины, взрослые и дети. Даже талантливые, работоспособные и эффективные люди страдают прокрастинацией. У любого источника есть свой ограниченный ресурс, в том числе у нашего мозга. Когда человек принимает слишком много серьезных решений или слишком сильно концентрируется на какой-нибудь задаче, ресурс истощается, процессы замедляются и результатом этого становится прокрастинация. Давайте разберемся, как профессионалам научиться с ней жить.
Переключайтесь
Специалисты считают, что мозгу трудно концентрироваться на одной задаче больше 30—40 минут. Это значит, что по истечении этого времени нужно дать себе небольшой отдых или переключиться на что-нибудь другое. И соцсети в данном случае не подойдут. Лучше сделать кофе, выпить воды, пройтись по офису, размять кисти с помощью мячика-антистресса, перекинуться парой фраз с коллегами или даже просто несколько минут посмотреть в окно. Главное, чтобы ваш мозг в это время работал над отличающейся от предыдущей задачей. Я предпочитаю в таких случаях отвлекаться на какие-то мелкие дела, которые требуют мало времени на исполнение, а потому часто оттесняются более масштабными задачами или вовсе забываются, например, подписываю документы или делаю звонки.
Поймите себя
Осознание того, что в конкретный момент вы прокрастинируете, зачастую хорошо помогает и приводит в чувство. Признайтесь себе, что не хотите звонить неприятному клиенту, потому что вам страшно; что не пишете сложный текст, потому что боитесь неудачи; что не беретесь за новый проект, потому что опасаетесь провала. Признавая проблему, вы уже находитесь на полпути к ее решению. После того, как вы себе честно признались, скажите: «Это все равно придется сделать!» Сделайте сейчас и забудьте. Как только задача будет выполнена, страхи уйдут. И чем раньше это произойдет, тем быстрее вам станет легче.
Антирасписание
Часто мы начинаем прокрастинировать из-за общей усталости и эмоционального истощения. Мне помогает способ, придуманный американцем Нейлом Фьоре (Нейл Фьоре — автор книг «Легкий способ перестать откладывать дела на потом» и «Психология личной эффективности» — прим. ред.). Он называется антирасписанием. Его суть в том, чтобы указывать в таком расписании абсолютно все свои дела, кроме работы: время сна, дорогу на работу и с работы, обеденный перерыв, семейные дела, встречи с друзьями, походы в кино и многое другое. Такое антирасписание дало замечательный эффект. Мне стало понятно, сколько именно времени у меня отводится работе (и выяснилось, что на самом деле, его меньше, чем мне казалось). Это вдохновило меня работать намного лучше и с большим удовольствием, ведь времени у нас на самом деле мало, а дел в него уложить необходимо много. На мой взгляд, это отличная мотивация работать быстро и эффективно.
Дробление
Вот еще один способ перехитрить самого себя и перестать прокрастинировать. Составьте график, где все рабочее время будет разбито на небольшие отрезки времени: от 30 до 60 минут. В конце каждого отрезка награждайте себя пятью минутами приятного отдыха. Очередной отрезок рабочего времени прошел — отметьте его галочкой и немного отдохните. Такой подход помогает увидеть, что вы уверенно двигаетесь вперед, работа идет и задачи выполняются.
Временные рамки
Всегда определяйте четкие временные рамки для выполнения каждой конкретной задачи. Ставьте задачу, разбивайте ее на небольшие этапы и давайте конкретное время для каждого из них. Такой способ напоминает вам, что время идет, этапы выполняются и скоро все закончится и задача будет выполнена.
И еще
Стоит отметить один вид прокрастинации, присущий в основном руководителям. Он связан с изменением кадрового состава. С подобной проблемой сталкивался я и, наверное, каждый топ-менеджер, когда приходилось расставаться с одним или несколькими сотрудниками. Понимание, что сотрудник не выполняет своих обязанностей, не справляется с задачами и не достигает целей, есть, а вот желания с этим сейчас же разобраться нет. В итоге проходит один-два месяца, а иногда и полгода, пока вы окончательно не убедитесь в том, что нужно увольнять человека. Как правило, это потерянное время наносит вашей компании финансовый урон и приводит к невыполнению KPI.
Мой настоятельный совет руководителям и сотрудникам: в следующий раз, понимая, что вы прокрастинируете, задумайтесь о последствиях. К чему это может привести? Как это отразится не только на вас и вашей работе, но и на коллективе в целом? Будет ли от вашего нежелания выполнить одно конкретное дело зависеть весь командный результат? Может, это придаст вам дополнительной мотивации и подтолкнет к действиям?
В заключение хочу добавить: иногда, как это ни удивительно, прокрастинация бывает полезной. Когда вы занимаетесь чем-то более важным, откладывая всякие мелочи, это хорошая прокрастинация. Даже если потом вам придется разгребать ворох несущественных дел, отдайтесь одному хорошему, интересному, достойному делу на все 100%, ведь секрет эффективной и приносящей удовольствие работы в том, чтобы правильно расставить приоритеты и научиться договариваться с самим собой.