Не играйте в поддавки со своим временем | Большие Идеи

? Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не играйте в поддавки со
своим временем

Разберитесь, как вы реагируете, если ваши временные траты перестают соответствовать приоритетам.

Автор: Элизабет Грейс Сондерс

Не играйте в поддавки со своим временем

читайте также

Как иностранцам преуспеть на китайском рынке

Аллен Моррисон,  Дж. Стюарт Блэк

Четыре секрета успешного выступления в Zoom (и не только)

Энди Молински

Три способа сделать трудный разговор менее сложным

Санни Ли,  Томас Чаморро-Премузик

Как победить думскроллинг

Леонид Кроль

Так нечестно. Почему всегда слишком много работы? Наваливают и наваливают. Как мне быть?

Знакомые интонации? Да, это происходит не только с вами. У многих людей складывается ощущение, будто со всех сторон на них обрушиваются поручения, а сами они — просто жертвы усугубляющихся обстоятельств. Какие-то внешние силы ответственны за то, что у них недостает времени на занятия спортом, приходится торчать на работе до ночи, вообще ничего не получается. Разумеется, у любого человека ситуация порой выходит из-под контроля — например, если заболеть, но почти всегда индивид властен над обстоятельствами. И даже если вам полегчает, как только вы свалите вину на кого-то другого, такое отношение к инвестициям времени в итоге лишь усугубит вашу беспомощность.

Когда вы играете со временем в поддавки, страдают все вокруг. Общаетесь вы напряженно, оберегая себя от новых поручений, ведь и так полным-полна коробочка. Поскольку говорить «нет» вы не умеете, ваше согласие проистекает из чувства долга и досады, а не от чистого сердца. Вы сами себя загоняете в безысходную ситуацию, и все попытки что-то спланировать, работать эффективно рушатся, потому что вам заведомо придется трудиться круглые сутки и справиться со всем этим просто немыслимо. Постепенно вы уже и не пытаетесь что-то исправить, поскольку не верите в пользу подобных усилий: все равно пропадать.

Работая коучем по тайм-менеджменту, я неоднократно убеждалась в том, что человек, как правило, имеет гораздо большую власть над обстоятельствами, чем ему самому представляется. Но прорыв наступает лишь тогда, когда индивид пускает в ход собственные силы, не дожидаясь, чтобы изменилось что-то извне. Аналогия: заемщик, превысивший лимит по кредитной карте, винит во всем банк, выпускающий такие карточки, а мог бы все-таки признать, что он не умеет распоряжаться деньгами. Только осознав, что он может и должен изменить себя, такой человек сумеет сделать все необходимое, чтобы привести платежный баланс в порядок.

Читайте материал по теме: 4 расхожих мнения о тайм-менеджменте

Чтобы вырваться из порочного цикла жертвы, нужно перестать винить других, научиться самому отвечать за свое время и начать меняться изнутри. Вот три практических шага к тому, чтобы вернуть себе контроль над собственным временем.

Следите за своей реакцией. Разберитесь, как вы реагируете, если ваши временные траты перестают соответствовать приоритетам. Ищете ли вы виноватых? «Начальник вечно дает мне слишком много поручений». Жалеете ли вы себя? «Ах я, бедняжка, еще один тяжелый день. Куплю себе мороженое в утешение». Отвергаете ли вы хорошие советы? «Как моя жена смела указывать мне, что нужно лучше организовывать рабочий день и возвращаться домой пораньше? Попробовала бы сама!» Умеете ли вы отказываться от участия в новых проектах? Ставить границы? Вы когда-нибудь просите помочь?

Признайте свою роль. Поймите, что решения об инвестициях времени в те или иные проекты принимаете вы. В определенных ситуациях приходится просто делать что-то необходимое, но это лишь на короткий период времени. Например, если надвигается дедлайн, готовится выпуск нового продукта или сдача годового отчета. Но сверхурочные не должны превращаться в норму. И никто не виноват, если работа вам не по зубам, а вы не желаете просить помощи из гордости. Только вы сами и виноваты.

Даже в лучших консалтинговых фирмах с очень напряженным расписанием допускается откровенный разговор о времени своих сотрудников. Например, Boston Consulting Group разработала

глобальную программу ПКО (Предсказуемость, Командная работа и Открытое общение), которая помогает установить приоритеты и цели работы для каждого члена коллектива. Один из важных компонентов программы: научить каждого работать в команде так, чтобы раз в неделю у него было время, когда он полностью свободен от участия в общем проекте. Для этого группы должны еженедельно «сверять часы», каждый из членов коллектива рассказывает, что он успел сделать для своих клиентов и как он себя чувствует. Каждый сотрудник открыто и честно говорит о своих потребностях, а не ждет, пока другие каким-то образом догадаются, как он перегружен. И вы должны выстроить в своей организации такие же отношения, даже если у вас такой программы контроля времени официально не имеется.

Читайте материал по теме: Почему работу не следует откладывать на потом

Научитесь владеть собой. Не важно, как вы вели себя в прошлом в конкретных ситуациях и с конкретными людьми — в будущем вы можете поступать иначе. Дайте себе зарок измениться и активно реагировать на обстоятельства, а не принимать пассивно все, что с вами происходит.

Перестаньте разыгрывать из себя жертву, овладейте ситуацией и своим временем. Давайте отпор тому, кто покушается на ваше время, не позволяйте перегружать вас. Идя на собрание, берите с собой список ближайших дел и, если там будут обсуждать новый проект, проверьте, насколько он важен по сравнению с уже имеющимися задачами. Если на новую работу времени не хватает, предложите обсудить последовательность выполнения этих задач прямо на собрании или же обратитесь с этим вопросом к тем людям, от которых зависит данное решение.

Установите четкие правила и границы, чтобы не делать чужую работу за других. Например, если ваши подчиненные склонны сдавать дела в последний момент и со множеством огрехов, установите им более ранний срок сдачи. Тогда вы усадите их исправлять ошибки, а не будете делать это впопыхах сами, лишь бы успеть к дедлайну.

Наконец, если вы не можете установить границы (скажем, характер вашей работы требует вовлеченности круглые сутки напролет) и справиться с тайм-менеджментом вам не под силу, пора задуматься, подходит ли вам эта работа. Есть такие сферы, где вам в самом деле не удастся создать себе желанный образ жизни, как бы вы ни старались — тогда вы в полном праве уйти.

Возьмите на себя ответственность за инвестиции времени и не расходуйте зря силы, обвиняя других людей. Направьте их на то, чтобы продуктивно реагировать на сложные ситуации. Тогда у вас останется достаточно времени на то, что вам действительно важно.

Читайте по теме: