Фастфуд для мозга | Большие Идеи

? Управление временем

Фастфуд
для мозга

Профессор Дубынин в своей новой книге предлагает разобраться в устройстве нейросистемы, чтобы научиться лучше понимать свои желания и не поддаваться автоматическим импульсам

Фастфуд для мозга
Фото: Soheil Kmp / Unsplash

читайте также

Скрытая угроза: истинная цена маркетинговых советов

Мария Чиченкова

Почему новым руководителям становится не по себе

Мишель Антеби,  Нишани Бурмо

Ситуация: От сумы и от тюрьмы

Анна Натитник

HR-аналитика: семь шагов к справедливости

Хизер Уайтман

Книга Вячеслава Дубынина «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» — это научно-популярное исследование о том, как работает наш мозг, когда мы сталкиваемся с пищей, информацией, новыми впечатлениями и соблазнами современного мира. Автор, профессор биологического факультета МГУ, один из самых известных российских популяризаторов нейронаук, объясняет, почему тяга к новизне — в еде, в знаниях, в эмоциях — встроена в нашу нейронную систему.

Книга выпущена издательством «Бомбора», «Большие идеи» представляют отрывок из нее.

**ПРИВЯЗАННЫЕ К ГАДЖЕТАМ**

Подобно пищевому фастфуду, информационный поток может стать источником поведенческих зависимостей. Человек начинает испытывать нестерпимое желание чаще и чаще проверять новости в соцсетях — что-нибудь выложили? Что-то случилось? Прилетел лайк? Или постоянно скроллить ленты в поисках чего-то нового, даже когда это несет минимальную или вовсе нулевую пользу. Такая зависимость отвлекает от действительно важных дел, от рабочих задач, общения с близкими. Занимает колоссальный пласт времени, которое могло бы быть использовано более продуктивно. А если ваш смартфон вдруг куда-то затерялся — тут же накрывает волна тревоги или даже паника. Кстати, необязательно «затерялся»: порой достаточно остаться на пару минут без связи в метро или в автомобильном тоннеле — и вот в груди уже поселяется дискомфорт.

**МАНИЯ ЛЮБОПЫТСТВА**

Зависимость от мобильного устройства получила отдельное название — номофобия. Этот феномен серьезно изучается, начиная с 2010 года. На момент осени 2024 года по этой теме есть уже более 200 научных статей в базе данных PubMed.

**НОМОФОБИЯ** (англ. nomophobia — от no mobile-phone phobia) — страх остаться без мобильного телефона или вдалеке от него.

Ричард Шамбаре и его коллеги, работающие в Университете Форт-Хэйр в ЮАР, еще в 2012 году подчеркнули, что сотовые телефоны, возможно, являются самой большой ненаркотической зависимостью XXI века. По их наблюдениям, студенты колледжей могут проводить до девяти часов в своих смартфонах ежедневно. И это — характерный для технологий парадокс: освобождая человека, облегчая и обогащая его жизнь, они одновременно порабощают его, подсаживая на крючок «экранного времени».

Согласно опросам в рамках исследования, выяснилось, что номофобией чаще всего страдают юные и молодые люди. Около 77% подростков сообщали о тревоге и беспокойстве без своих «мобильников». Это огромная цифра. В случае студентов частое использование смартфонов соотносится со снижением среднего балла успеваемости и повышенной тревожностью. А вот удовлетворенность жизнью — общий уровень благополучия и счастья — оказывается ниже. Это подтвердило и аналогичное исследование, проведенное в Австралии с участием 946 подростков и студентов. Не находят молодые сердца счастья в серфинге, в соцсетях и просмотре «видосиков».

Мы можем легко стать потребителями информационного фастфуда, стремясь к быстрому и максимально легкому удовлетворению нашего стремления к новизне. Но побочный эффект велик — мы теряем при этом по-настоящему глубокое и осмысленное усвоение информации. В итоге это негативно влияет на способность к концентрации, анализу, на становление целостного восприятия мира. Воздействует на когнитивные способности, абстрактное и образное мышление, креативность, коммуникацию. В «сухом остатке» мы имеем последствия, схожие с ежедневным поглощением пиццы, бургеров и чипсов — только страдает в основном не тело, а мозг. Не говоря уже о хрупких социальных связях, когда мы буквально «выпадаем» из беседы посреди семейного ужина, отвлекшись на новостную ленту.

**ФАББИНГ** — явление, когда человек игнорирует других людей в ситуациях социального взаимодействия, «зависая» при этом в смартфоне.

Согласно статье 2022 года, чем сильнее родительский фаббинг, тем выше вероятность депрессии у младших школьников. Не меняйте ваших детей на смартфоны! И вообще никого не меняйте.

Кроме того, существует серьезная связь между частым использованием соцсетей и проблемами со сном. Исследования обнаруживают потенциальные угрозы здоровью молодежи, особенно студентов (у которых и так голова кругом от учебы), когда те бесконтрольно пропадают в гаджетах. Сон — это в принципе занятие ответственное, есть даже понятие «гигиена сна». И поверьте, смартфон в эту гигиену совсем не вписывается.

Статья 2017 года также показывает, что зависимость от социальных сетей связана с более высоким уровнем импульсивности. С этой точки зрения она аналогична любым другим аддикциям: от никотина и алкоголя или от азартных игр.

Также полученные в результате современных исследований данные говорят о том, что слишком частое использование соцсетей может характеризоваться анатомическими изменениями в мозге: уменьшением объема вентрального полосатого тела, то есть N. accumbens, объема миндалевидного тела, передней поясной извилины, орбитофронтальной коры и т.д. Шутка о том, что «от гаджетов скукоживается мозг», выглядит все менее смешной. Такие данные опять-таки в значительной степени пересекаются с наблюдениями из исследований наркозависимости.

Обзор 2017 года, посвященный анализу социальных сетей и зависимости от них, в качестве выводов предлагает такие тезисы:

- социальные сети и их использование — не одно и то же;

- соцсети эклектичны;

- социальные сети — это образ жизни;

- люди могут стать зависимыми от соцсетей, и аддикция от конкретных сайтов — лишь пример общей зависимости;

- боязнь пропустить интересное (FOMO: fear of missing out) может быть частью зависимости от социальных сетей;

- в такой зависимости существуют социальные и демографические различия.

При всем нашем стремлении к осознанности и глубокому анализу информации самыми привлекательными для мозга потоками сигналов часто остаются те, что ассоциируются с простотой и легкостью восприятия и обработки. Наш мозг хочет, образно говоря, сидеть на лавочке и считать бабочек над головой. Чтобы все происходило без всяких «когнитивных эквилибров». Увы, мозг — тот еще охотник до фастфуда.