Осторожно, двери открываются | Большие Идеи

? Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Осторожно,
двери открываются

Советы тем, кто не хочет страдать по дороге на работу и обратно

Авторы: Стаатс Брэдли , Джакимович Джон , Ли Джулия , Менгес Йохен , Франческа Джино

Осторожно, двери открываются
Gabriel Silveira

читайте также

Переосмысливая известную формулу

Джонатан Ноулз ,  Конрадо Эдуардо,  Этенсон Ричард

Почему мы не защищаем пароли в интернете

Пунам Келлер

Отток клиентов: чего вам не надо делать

Ева Аскарза,  Льенгар Рагхурам,  Шлейхер Мартин

Что делать СЕО во время цифровой революции

Роман Тышковский

Каждый день миллионы людей тратят часы на дорогу в офис и обратно. Согласно данным Бюро переписи населения, в США примерно 25 млн работающих граждан проводят в пути больше полутора часов, при этом 600 тыс. человек едут от полутора часов только в одну сторону. Британцы находятся в дороге в среднем 54 минуты (в 2003 году этот показатель составлял 45 минут). В большинстве крупнейших городов мира, от Милана до Манилы, жители проводят в транспорте более часа.

Большинству эта дорога не приносит радости. Анкетирование 5500 человек в шести городах Европы, проведенное Ford Motor Company, показало: у многих путь на работу вызывает больше стресса, чем сама работа (или переезд на новое место, или поход к стоматологу). В 2006 году Нобелевский лауреат Дэниел Канеман c коллегами опросили 909 работающих женщин в штате Техас и выяснили, что самое неприятное событие дня для них — утреннее путешествие в офис. Путь домой оказался на третьем месте, работа — на втором.

Неприязнь к этим перемещениям снижает качество жизни. Опрос, проведенный британским правительством в 2014 году, продемонстрировал: чем больше времени люди проводят в пути, тем выше их уровень тревожности и слабее удовлетворенность жизнью, ощущение ее осмысленности. Другие исследования дают понять, что после долгой дороги мы больше ­устаем, хуже работаем и получаем меньше радости от труда. По данным шведских ученых, если хотя бы один из супругов тратит на путь больше 45 минут, шансы на развод у пары повышаются на 40%.

Однако мучиться вовсе не обязательно. Исследования, в том числе наши, показывают: эмоции от дороги можно улучшить, повысив и настроение, и продуктивность. Советуем попробовать пять приемов.

Используйте это время, чтобы настроиться на работу

Дорога дает вам шанс комфортно перейти от личной жизни к профессиональной. Утром дома вы можете играть роль заботливого родителя или супруга, но, приходя в офис, надеваете шляпу профи. Вечером вам надо проделать обратный трюк, даже если вы берете работу домой. Такой переход каждый раз требует перенастройки мышления. Если вы не потратите на нее время, заботы и тревоги одной части жизни перейдут в другую и будут вам мешать.

Чтобы смягчить «перенастройку», можно использовать простые риту­алы. Франческа Джино и Хэл Хершфилд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе опросили людей, регулярно ездящих в офис, и выяснили, что те, кто по дороге повторяет одни и те же действия — например, читает новости или просматривает список дел на день, — сильнее радуются предстоящей работе, в большей степени удовлетворены своими обязанностями и испытывают меньше стресса, чем те, кто ничего подобного не делает. Не­удивительно, ведь известно, что ритуалы помогают людям — даже тем, кто в них не верит. Они снижают уровень тревожности перед началом трудных дел, помогают наслаждаться работой и даже быстрее восстанавливаться после неудачи или потери. Так что задумайтесь, не завести ли вам дорожную привычку. Может быть, каждый день покупать латте в одной и той же кофейне? Чтобы усилить эффект, попробуйте превратить в ритуал один или несколько приемов, перечисленных ниже.

Приготовьтесь к продуктивной работе

Проведя хотя бы часть пути за планированием дня или недели, вы придете в офис во всеоружии — а значит, будете в хорошем настроении, почувствуете прилив сил и сможете лучше работать. Таковы результаты ряда исследований, которые мы провели в Великобритании и Америке. Сначала мы поговорили с 225 сотрудниками британских офисов DigitasLBi. Как мы и ожидали, в среднем чем больше времени люди тратили на дорогу, тем меньше они были довольны работой и тем больше хотели уволиться. Но из этого ­правила нашлись исключения, заставившие нас предположить, что некоторые сотрудники обладают психологическими особенностями, которые помогают им избежать негативного влияния длительных переездов. Мы обнаружили у них способность к самоконтролю, то есть умение противостоять соблазнам во имя долгосрочных целей (например, искушению залезть в Facebook*, вместо того чтобы работать).

Мы попытались изучить эту связь и опросили 229 сотрудников различных организаций, чтобы понять, чем они занимаются по дороге на работу. Выяснилось, что те, кто получил высокие баллы в тестах на самоконтроль, обычно планируют день. «Я думаю, чем зай­мусь по приходу в офис, — рассказал один из участников опроса, — пытаюсь расписать, что и когда сделаю».

Наконец, мы решили убедиться, что такое планирование помогает всем, а не только самым дисциплинированным. Мы попросили 443 американцев, чей путь на работу занимал не менее 15 минут, принять участие в месячном исследовании. Первые две недели мы ежедневно связывались с ними, чтобы оценить, сколько времени они тратят на планирование рабочего дня по пути в офис. Как и раньше, оказалось, что те, кто уделяет этому больше ­времени, лучше переносят долгие поездки. В течение следующих двух недель мы давали участникам одно из трех заданий — за 15 минут до выхода на работу присылали им смс. Одних просили, как и раньше, планировать в пути рабочие дела, других — предаться приятным размышлениями или занятиям, третьих — делать то и другое; четвертой группе мы присылали смс без задания. Только люди из первой группы — те, кто планировал день, — почувствовали большее удовлетворение от работы, чем до начала эксперимента. Склонность к самоконт­ролю (мы заранее ее оценили) на результатах не отразилась.

Так что это простая, удобная и всем доступная стратегия. Спросите себя: что я могу сделать сегодня и на этой неделе для достижения рабочих и карьерных целей? Как работать еще лучше?

Найдите свой «кармашек свободы»

Стоя в пробке, ожидая автобус или толкаясь в переполненном вагоне, вы, скорее всего, не чувствуете контроля над ситуацией. Но неприятное ощущение можно погасить, сосредоточившись на том, что вам подвластно, — на том, что вы делаете во время поездки. Мы уже говорили о ритуалах и планировании — но ведь есть еще любимые занятия: музыка, подкасты, чтение. Выражение «кармашек свободы» мы подслушали у Аделы — бабушки одного из авторов (Джона), проведшей молодость в польских гетто времен нацистской оккупации. Невзирая на голод, усталость и страх, каждый вечер она целый час занималась с племянницей. Эта привычка, по воспоминаниям Аделы, помогала ей выжить. И, хотя ставки на пути в офис не столь высоки, вы тоже можете облегчить свою участь, уделив время любимому занятию. Можно не только поглощать медийный контент, но и изучать языки с помощью аудиокурсов или — если у вас свободны руки — рисовать или вязать.

Этот совет подкреплен результатами исследований, указывающими на корреляцию между высоким уровнем независимости — и хорошим самочувствием, высокой удовлетворенностью жизнью и производительностью труда (и низким уровнем стресса). Например, Джон Тругакос из Школы менеджмента Ротмана и его коллеги обнаружили, что сотрудники, сами решавшие, где, когда и как провести обеденный перерыв, чувствовали себя более отдохнувшими, чем те, у кого не было выбора.

Постарайтесь отвлечься от неприятных аспектов поездки и сконцентрируйтесь на возможности посвятить время себе и перезарядить батарейки.

Поделитесь улыбкою своей

Один из минусов долгого пути — одиночество. Изучив это явление, гарвардский политолог Роберт Патнэм выяснил, что каждые 10 минут в ­дороге сокращают количество социальных связей у человека на 10%, что ведет к изоляции и стрессу. Обезопасьте себя, пообщавшись с попутчиками.

Поведенческие психологи ­Николас Эпли из Чикагского университета и Джулиана Шредер из ­Калифорнийского университета в Беркли доказали: разговор с незнакомцами может облегчить нам путь. Ученые пришли на вокзал, уговорили более 200 человек принять участие в эксперименте и в случайном порядке распределили их по трем группам. Одних попросили общаться в дороге с попутчиком, других — ни с кем не заговаривать, третьих — вести себя как обычно. Участники предположили, что им будет комфортнее ни с кем не общаться, однако сравнение отзывов продемонстрировало обратное: те, кому предложили заговорить с незнакомцем, были в большей степени довольны поездкой и не ощущали спада производительности труда.

Другое исследование, проведенное фондом New Cities Foundation, показало, что даже социальные приложения вроде Waze способны дать тот же эффект и сократить стресс водителей.

Задумайтесь, как вы можете связать себя с социумом во время поездки. Если вы пользуетесь общественным транспортом, попробуйте снять наушники и нарушить неписаное правило ехать молча. Если вы за рулем, пообщайтесь с друзьями по громкой связи, предложите подвезти соседа или установите приложение, помогающее найти попутчиков, — например Sluglines. Если в вашем городе есть Uber, выберите сервис uberPOOL (он подсадит в такси еще пассажиров), а не uberX (вы поедете в одиночестве). А если вы пользуетесь корпоративным автобусом, просто заговорите с тем, кто сидит рядом!

Сократите время в пути

Вы сделали все, что могли, но дорога на работу до сих пор вынимает из вас душу и портит настроение? Есть еще один выход — сократите время в пути.

Для начала задумайтесь, чем определяется ваш выбор мест работы и проживания. Большинство людей готово ездить далеко — ради высокой зарплаты или хорошего дома в престижном районе. Но они переоценивают плюсы таких поездок и недооценивают минусы. В рамках одного эксперимента мы предложили более чем 500 американцев, занятых в самых разных отраслях, выбрать одно из двух мест работы. Первое: зарплата — $67 000 в год, время в пути — 50 минут; второе: зарплата — $64 000, время в пути — 20 минут. Все остальное одинаково: район проживания, карьерные перспективы, удовольствие от занимаемой должности. Подавляющее большинство участников (84%) проголосовало за первый вариант: они были готовы приносить в жертву работе целый час в день — 250 часов в год — ради $3000. То есть час поездки давал им всего $12 — меньше половины стоимости часа работы! Мы проверили, понимают ли участники этот расклад, — да, понимают. Их ответы просто отражали неспособность в полной мере оценить все психологические, эмоциональные и физические затраты, связанные с долгой дорогой.

Если вы ищете новую работу, дом или квартиру, постарайтесь не пасть жертвой этого стереотипа. Вспомните обо всех недостатках длительной поездки, прежде чем согласиться на нее.

Один из способов сократить время в пути, не меняя места работы или проживания, — периодически работать дома или недалеко от дома, например в коворкингах. Удаленная работа становится все более популярной: по данным Бюро переписи населения, в 2015 году 24% американцев работали хотя бы частично из дома, а по информации Global Workplace Analytics, за последние 10 лет количество людей, регулярно трудящихся дистанционно, увеличилось более чем вдвое. Исследования также показали, что люди, имеющие возможность в определенные дни работать из дома, более продуктивны и довольны жизнью. Эксперимент, проведенный в китайском турагентстве Ctrip стэнфордским экономистом Ником Блумом и его коллегами, показал: сотрудники, которым поручили работать дома, сделали на 13% больше, чем те, кто остался в офисе, испытывали большее удовлетворение от работы и на 50% реже собирались уволиться. Если ваш работодатель допускает гибкость в выборе места работы и вы уверены, что начальник и коллеги не будут против «удаленки», начните с одного дня в неделю или нескольких дней в месяц.

Большинство людей, вынужденных тратить часы на дорогу в офис и обратно, чувствуют себя беспомощными кроликами перед удавом. Они приезжают на работу и домой выжатые как лимон, хуже работают и плохо себя чувствуют. Чтобы улучшить ситуацию, попробуйте сделать поездку приятной и, если получится, сократить ее.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена