Работа есть работа | Большие Идеи

? Управление временем

Работа
есть работа

Автор: Керстен Лоренс Эдуард

Работа есть работа

читайте также

Долголетие расширяет горизонты

Пол Ирвинг

В шоке: три сценария кризиса, вызванного Covid-19

Мартин Ривз,  Пол Шварц,  Филипп Карлссон-Шлезак

Ит-услуги: заморские или отечественные?

Панде Адитья

Работа как болезнь. Интервью c Владимиром Файнзильбергом

Анна Натитник

Повсюду мы встречаем проявления недовольства. Прошлогодний опрос, проведенный Conference Board, показал, что лишь 50% трудящихся в США удовлетворены своей работой — это самое низкое значение данного показателя, который постоянно снижается вот уже более десяти лет, с 1995 года. По данным исследований, проведенных учеными Кентского университета, в Великобритании показатель удовлетворенности работой падал начиная с 1991 года почти непрерывно. На что же жалуются участники опросов? На невозможность самореализации и механическую, бессмысленную работу, на то, что в жертву работе приходится приносить личную жизнь, на недостаточное признание начальством заслуг работника и т. д.

Принято считать, что подобное устойчивое состояние недовольства вызвано несовершенством руководителей и плохими условиями работы. Но разве кто-нибудь возьмется утверждать, что за прошедшее десятилетие условия труда ухудшились столь сильно и для столь многих? Надо заметить, что уровень удовлетворенности снижался и тогда, когда рынок предоставлял массу возможностей трудоустройства, и тогда, когда просто иметь работу было величайшим счастьем. Добавим к этому, что средний служащий сегодня проводит не меньше двух часов рабочего времени в Интернете, решая личные проблемы или просто развлекаясь. Таким образом, очень многие сегодня пользуются изрядной независимостью и при этом не слишком перегружены работой.

Можно предположить, что причина недовольства — завышенные ожидания, связываемые с работой. В середине прошлого века специалисты по организационному поведению пришли к убеждению, что благоприятная деловая обстановка должна превратить всех в довольных и высокоэффективных работников. В то же время поборники гуманизма предлагают сделать работу средством развития и самовыражения личности. Все эти соображения активно обсуждаются руководителями компаний и «сторонними наблюдателями», в том числе консультантами по менеджменту и журналистами. В результате у работников появляется основание надеяться, что труд будет приносить им удовлетворение, что он будет исполнен смысла, что работодатели позаботятся об их профессиональном росте и самореализации.

Словом, существует некий идеальный образ работы, сродни тем представлениям, которыми руководствуются некоторые люди при поиске спутника жизни. Такие романтические натуры верят, что где-то есть «тот единственный человек», с которым можно всю жизнь прожить душа в душу. К счастью, в большинстве своем люди, взрослея, расстаются с этими иллюзиями. Те же, кто держатся за них, не только испытывают горькие разочарования, но и делают несчастными своих близких.

Точно так же многие, воодушевленные образом идеальной работы, верят в существование «заветного места», которое полностью соответствует их нуждам и чаяниям. Однако даже прекрасная работа в самой лучшей компании бывает сопряжена с разочарованиями. По прошествии некоторого времени наступает отрезвление, человек понимает: для компании важно, что он делает, а не что он собой представляет. Ему приходится выполнять задания, которые кажутся утомительными и неразумными. Он обнаруживает также, что инициатива и энтузиазм далеко не всегда приветствуются. В результате сотрудник начинает испытывать опустошенность, обиду и униженность.

Многих бед можно избежать, если подходить к работе не столь идеалистически. Почему, собственно, работа должна обеспечивать вам самореализацию и нести высокий смысл? Разве не достаточно просто понимать, что ее нужно выполнять, что человеку в силу обстоятельств нужно тратить на нее свое время? Одна из моих бывших студенток продает средства для лечения заболеваний кишечника — занятие, что и говорить, не слишком творческое. Тем не менее она полагает, что человеку с ее квалификацией, опытом, приоритетами и целями стоит работать именно на эту компанию и продавать именно эту продукцию. Она считает, что у нее хорошая работа. Компания платит ей достойную зарплату, обеспечивает хорошие условия труда, не злоупотребляет ее временем — и этого достаточно.

Человеку не следует рассчитывать, что работодатель наполнит его жизнь смыслом. Просто у работника есть то, что нужно компании, а у компании — то, что нужно работнику. Одно из условий, обеспечивающих взаимовыгодные отношения между сторонами, — правильно оценить, что каждый из них может дать другому.