«Резиновое время»: чем опасна работа на удаленке | Большие Идеи

? Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Резиновое время»: чем опасна работа
на удаленке

Как сбалансировать гибкий график в режиме самоизоляции

Автор: Маура Томас

«Резиновое время»: чем опасна работа на удаленке
Laurence Dutton/Getty Images

читайте также

Игра всей жизни, или карьера после 45

Тери Линдеберг

Как помогать людям методом «сделай сам»

Аталай Атасу,  Картик Рамачандран,  Цань Чжан

Почему «плохие парни» достигают карьерных высот

Томас Чаморро-Премузик

Когда люди слушают радостную музыку, рынок глядит веселее

Скотт Беринато

В удаленном режиме, особенно в условиях пандемии COVID-19, работа сама собой перестраивается в формат гибкого графика. Сотрудники с маленькими детьми иногда выполняют основной ее объем по ночам, когда дети уже спят. Другие стараются раньше начать и раньше освободиться. Кто-то приступает ближе к концу дня и занят допоздна.

Если в вашей команде у всех свой график, то письма и сообщения могут сыпаться в любое время дня и ночи, в том числе и в выходные — и вот вы уже постоянно на связи и работаете без перерыва.

В такое сложное время это может быть необходимо в каких-то отраслях — но точно не во всех и не для каждого сотрудника. Если такая практика приживется во внутренней культуре, потом будет очень сложно, а то и невозможно сделать «перезагрузку». Долго в таком режиме оставаться не получится. Напряжение усиливается, и ваша компания предстает не в лучшем свете как работодатель. Даже самые преданные сотрудники могут начать искать новую работу и рассматривать другие предложения.

Я многие годы помогаю своим клиентам не допустить такой ситуации, но это особенно важно сейчас, когда мы внезапно, без подготовки поставлены в новые, непривычные рабочие условия. Как можно обеспечить потребности сотрудников, не ставя под удар внутреннюю культуру компании и нормальный баланс рабочего и личного времени в вашей команде? Самое важное — принять и поощрять гибкий график, установив при этом четкие «часы для коммуникаций» (например, с 8.00 до 18.00). Вне этого интервала сотрудникам рекомендуется переключаться в режим «Не беспокоить» и пользоваться почтовой функцией «запланировать отправку», чтобы получателю сообщения доставлялись в установленное для этого время.

Если нужно выйти на связь вне отведенных для этого часов, например, чтобы сообщить что-то срочное и оперативное, можно использовать текстовые сообщения или телефон. Тогда у сотрудников будет возможность спокойно отключить все остальные каналы коммуникации — почту, мессенджеры, Slack и т. д. Перед тем как сделать звонок или послать СМС, человек, разумеется, задумается: «А нужно ли нужно мне это прямо сейчас или вопрос можно отложить?» Так каждый сможет выбрать для себя подходящий режим, не чувствуя при этом необходимости работать постоянно, чтобы вписываться в график всех остальных. В сегодняшние сложные времена переключаться не менее важно, чем всегда. На самом деле команде не справиться с напряжением без нормального отдыха.

Вот как можно повысить вероятность успеха в реализации этой политики.

Смотрите проблеме в лицо

В первую очередь нужно признать проблему и подчеркнуть важность свободного времени. Можно сделать это в формате общего виртуального собрания (подобная практика очень помогает поддерживать контакт при дистанционной работе). Сообщение CEO или высшего руководства можно передать в форме прямого включения или в записи. Я рекомендую перевести общение с руководством в регулярный формат и чаще для закрепления напоминать о важности нерабочего времени. Примерный смысл можно передать так: «Мы считаем, что нужно обязательно отключаться от работы. Рекомендуем вам подсчитывать общее количество рабочих часов и следить, чтобы их получалось не более сорока в неделю. В зависимости от должности иногда бывает необходимо уделить больше времени, но мы предлагаем и рекомендуем вам балансировать такие напряженные периоды с интервалами меньшей нагрузки».

Возможно, давать подобные неявные указания очень не хотелось бы, особенно если пандемия негативно повлияла на работу вашей организации. Но в долгосрочной перспективе такой подход положительно скажется на внутренней культуре.

Сформулируйте правила использования каналов коммуникации

Подготовьте ясные рекомендации о том, какие каналы коммуникации следует использовать в тех или иных случаях. Придерживаться их важно и после отмены ограничений и возвращения сотрудников в офис. Например, не следует использовать почту по любым срочным и оперативным вопросам. Электронное письмо в таких случаях рассматривается как «синхронный» способ коммуникации, хотя оно таким никогда не являлось. Возможности отслеживать входящие каждую минуту нет ни у кого, и любые попытки это сделать — упражнение совершенно бессмысленное, а еще это верный путь к стрессу, перегрузке и, в конечном итоге, к выгоранию. В качестве иллюстрации проблемы вспомните классический киноэпизод истории Люси и Этель на кондитерской фабрике.

Если электронная почта хоть раз используется для передачи важной и срочной информации, то вы вынуждаете команду проверять входящие каждый раз, когда приходит новое сообщение, то есть для многих из нас раз — в несколько минут. Для сотрудников становится совершенно невозможным не только отключаться от работы, но и выполнять ее сосредоточенно и не отвлекаясь. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что у каждого в вашей команде есть задачи, которые требуют непрерывного погружения больше чем на несколько минут.

Правила должны быть прописаны с учетом «часов для коммуникаций». Ниже примерный вариант, с которого можно начать. Важно, чтобы вы учитывали весь спектр способов взаимодействия, которые использует команда как во внутренних, так и во внешних связях, и отразили это в рекомендациях.

Вид коммуникации: электронная почта

Что можно делать в пределах установленного интервала: обсуждение текущих вопросов, обмен информацией. Что следует делать за пределами установленного интервала: отложить или использовать запланированную отправку.

Вид коммуникации: командные чаты (Slack, Teams и т. д.)

Что можно делать в пределах установленного интервала: коммуникация по проекту, общение. Что следует делать за пределами установленного интервала: включать режим «Не беспокоить» у каждого участника.

Вид коммуникации: телефонные и видеозвонки

Что можно делать в пределах установленного интервала: налаживание контактов, обсуждение сложных и значимых вопросов. Что следует делать за пределами установленного интервала: обсуждать только срочные или оперативные вопросы.

Вид коммуникации: текстовое сообщение

Что можно делать в пределах установленного интервала: обсуждать только срочные или оперативные вопросы. Что следует делать за пределами установленного интервала: обсуждать только срочные или оперативные вопросы.

Используйте технологии

Подумайте, какие технические решения могут вам помочь закрепить желаемую модель поведения — например, запрограммируйте корпоративный сервер так, чтобы даже отправленные вне графика сообщения не поступали к получателю раньше времени. Возможно, в коллективных средствах коммуникации есть «глобальные настройки», и за пределами отведенных интервалов можно выставить для всех участников режим «Не беспокоить».

Подавайте пример

И, наконец, руководители должны быть примером правильного поведения, иначе ничего не получится. Менеджеры в организации должны сами старательно соблюдать требования и поощрять либо не поощрять те или иные модели поведения. Например, будет неоднозначным сигналом сказать «Спасибо за оперативный отклик» тому, кто ответил на сообщение в нерабочие часы, — тем самым вы подрываете действующие правила. Любая «политика», которая не соблюдается руководством, политикой на самом деле не является. Когда сами руководители ее не придерживаются, это разрушает доверие и культуру организации, потому что получается по принципу «так положено официально, а так все делают на самом деле».

Сегодняшняя непредвиденная ситуация, в которой оказались компании, может создавать негативные побочные эффекты для внутренней культуры. Если не учитывать все возможные обстоятельства, такие непредусмотренные результаты могут грозить серьезными и долгосрочными последствиями. Еще не поздно принять меры, чтобы выровнять баланс рабочего и личного времени и защитить организационную культуру.

Об авторе

Маура Томас (Maura Thomas) — бизнес-тренер, выступает с лекциями во многих странах, участник TEDx, создатель RegainYourTime.com и автор книг «Personal Productivity Secrets», «Work Without Walls» и «Attention Management».