читайте также
Вам бывает страшно, когда идете на работу в понедельник утром? У вас новый начальник, и теперь вы воспринимаете обычную рутину иначе, чем раньше. Или вашу компанию недавно продали — после чего изменилась ее корпоративная культура. А, возможно, вы просто переросли свою должность и изнываете от тоски в офисе.
В своих исследованиях я обнаружил, что удовлетворенность работой чаще всего зависит от того, чувствуем ли мы себя нужными в той или иной организации. Место работы, должность и общая целеустремленность — все три компонента постоянно меняются. Поэтому, если мы хотим найти золотую середину, то не надо бояться менять работу или даже самого себя — наоборот, к этому надо стремиться.
Чтобы достичь благополучия, очень важно сформулировать цель в жизни — к такому выводу пришли ученые, которые установили, что у людей, которые четко видят свою цель, риск смерти ниже на 15%. Не менее важно осознавать цель и в работе. Но недостаточно единожды найти эту цель — ее необходимо постоянно корректировать, поскольку обстоятельства меняются, как и мы сами.
«Я осознаю, что битва еще не окончена, — говорит об этом пути познания Селин Шиллингер, топ-менеджер в компании Sanofi Pasteur. — Я не стану тешить себя иллюзиями и буду совершенствоваться, несмотря ни на что». В 2001 году Шиллингер начала работать в компании по производству вакцин во Франции. С тех пор она занимала разные должности, включая HR, разработку продуктов и взаимодействие с партнерами. В 2015 году Селин переехала в Бостон, чтобы сосредоточиться на инновациях. «Я воспринимаю себя как человека на этапе становления, — сказала мне Селин. — Где бы я ни оказалась, я всегда пытаюсь освоить что-то новое и накопить как можно больше опыта. Я постоянно экспериментирую, ищу выходы за пределы зоны комфорта, чтобы в итоге получить бесценные знания».
На примере Шиллингер можно сделать вывод — для того чтобы оставаться вовлеченным в рабочий процесс, вовсе не обязательно увольняться из компании. Правда, иногда может потребоваться и более радикальный подход. Рассмотрим пример Маны Ионеску. Мана много работала, чтобы подняться вверх по карьерной лестнице в американской компании, и в конце концов стала одним из кандидатов на должность топ-менеджера. Но Ионеску не нравилась суть ее работы. Творческий потенциал был минимальным. Вдохновения черпать было попросту неоткуда. «В работе должно быть что-то большее, чем обычный заработок», — думала Мана. Поэтому она решила уволиться и основать свою собственную фирму — Lightspan Digital, специализирующуюся на цифровом маркетинге. Ионеску поняла, что может управлять своей жизнью и карьерой, и с тех пор живет и работает, стремясь к определенной долгосрочной цели.
Каждый из нас должен сам решить, когда совершить такой рывок.
Попробуйте следующее упражнение. В конце рабочего дня определите, сколько времени вы потратили, чтобы настроиться на:
- Работу — человек думает в основном о зарплате, выполняя свои повседневные обязанности в обмен на денежную компенсацию и ничего больше.
- Карьеру — человек сосредоточен на карьерном росте, увеличении численности команды или сферы влияния.
- Результат — человек преисполнен энтузиазма, стремится к инновациям и ответственности, а также открыт для диалога и хочет быть полезным для организации. Профессиональные цели соотносятся с целями личными.
Ведите записи в течение двух недель, а затем посмотрите, не проводите ли вы в одном из перечисленных выше состояний времени больше, чем в остальных. Если в совокупности настрой на работу и карьеру занимают более 50% вашего времени, то это сигнал к тому, чтобы попытаться переосмыслить ваши цели.
Никто не посвящает все свое время нацеленности на результат, но если уделять слишком много времени карьере или работе, последствия будут разрушительными. Наступит разочарование, которое навредит вашей репутации и снизит шансы на повышение. Все должны стараться профессионально расти и развиваться, но если вы слишком уж зациклены на карьере или зарплате, то можете стать агрессивным или эгоистичным, или же будете излишне контролировать других. Прежде чем это произойдет, найдите себе новую должность и, возможно, нового работодателя, чтобы уравновесить ваш пыл.
Если вы еще никогда не излагали письменно свои цели, то сейчас самое время. Такая формулировка — простое описание того, как вы хотите проживать каждый свой день. Пусть она будет лаконичной, точной, выразительной. Постановка цели должна иметь личностный характер и отражать ваши сильные стороны, интересы и амбиции. Для примера — вот моя формулировка жизненной цели: «Мы здесь не для того, чтобы смотреть сквозь друг друга. Мы здесь, чтобы видеть друг друга насквозь».
Рассмотрите все три типа целей — вашу личную цель, цель вашей работы и цель вашего работодателя. Но не обделяйте вниманием личностные цели, что, по словам профессора Университета Виктории А. Р. Элангован, является распространенной ошибкой: «Я советую приложить не меньше, а больше усилий к осознанию своей личностной цели, в отличие от должностных и организационных целей. Ведь в их формировании участвуют и другие люди. Личностные цели — это ваше и только ваше дело».
Жизнь коротка. Вы заслуживаете работу на той должности и в той компании, где сможете себя наиболее ярко проявить. Но нельзя оставлять это на усмотрение начальства или коллектива. В конце концов, все сводится к тому, как вы сами определяете и воплощаете в жизнь вашу цель.
Об авторе. Дэн Понтефракт — автор книги «Flat Army: Creating a Connected and Engaged Organisation», директор по стратегии компании TELLUS.