
читайте также
Книга Леонида Кроля «Метафоры для познания и изменения себя и других. Инструменты для бизнеса и жизни» — это практическое руководство по использованию метафор в коучинге, психотерапии и управлении. Леонид Кроль, автор «Harvard Business Review Россия», имеет более 30 лет опыта в этих областях и делится своими методами и примерами из реальной практики в своей новой книге.
Коуч показывает, как метафора может служить не просто красивой иллюстрацией, а рабочим методом, с помощью которого человек находит смысл, осознает внутренние конфликты и переосмысливает свой опыт. Кроль делится богатым набором техник и примеров из реальных сессий, где метафора помогает клиенту почувствовать себя точнее, выразить то, что словами передать трудно, и выйти на неожиданные инсайты.
Книга опубликована издательством МИФ, «Большое идеи» представляют отрывок из нее.
Как метафора регулирует процесс коучинга
Если не сводить коучинговый процесс к механическому задаванию вопросов и прояснению сути дела, динамика разговора с клиентом имеет огромное значение. Метафоры, варьируя разные способы видения реальности, могут помочь на всех этапах разговора — от сонастройки с клиентом до подведения итогов.
Темп и глубина
Моя работа с клиентом редко длится много-много сессий подряд. Мой метод этого и не предполагает. Переход к метафорам позволяет нам открыть внутри сессии как бы источник времени. Время сессии замедляется, внутри каждой минуты начинает происходить больше, каждое слово начинает больше весить. Часто это не соответствует ожиданиям клиента, который хочет быстро идти к цели, хочет хороших формулировок (на этом этапе ему может казаться, что обобщение — это и есть хорошая формулировка и цель). Наоборот, я предлагаю ему погрузиться в конкретику и субъективность. Клиент думает: мы говорим ни о чем. Да, мы вообще отходим от «о чем» и начинаем говорить непосредственно «что-то». Переходим от чтения названий картин (праздник, начальник, желание успеха, стыд неудачи) к их разглядыванию. Смотрим на субъективную реальность, данную в ощущениях, — на ту реальность, где есть вкус, цвет, предметы, чувства. Это разглядывание может не длиться долго, но оно имеет высокий КПД, даже если мы успеем посмотреть лишь на пару картин. Как с четырехлетним ребенком: посмотрели на одну картину и ушли из музея, но при этом успели много.
В то же время метафора может и сворачивать время, как ковер, — за счет минимизации слов. Неожиданность, яркость, индивидуальная острота картинки позволяют быстро ухватить вещи, о которых без метафоры можно было бы долго жевать картон. Можно долго говорить о повадках и привычках начальника, унижающего подчиненных, и потом переходить к тому, что вы, тем не менее, сами выбираете работать на него, так как вознаграждение превышает неудобства, все же весьма значительные… и так далее. Но я говорю: ваш начальник — дракон, он изрыгает пламя, а еще он гадит, и вы убираете за ним дерьмо. Сам он не может убрать и нанял вас. Его природа — изрыгать пламя и испражнения. Клиент развеселился: метафора абсолютно точно описывала его взаимоотношения с начальником (и отношения всего отдела). Дальше можно переходить к следующим этапам, которые касаются самочувствия драконьего ассенизатора — и того, как защититься и в плане грязи, и в плане пожароопасности.
Парадоксально — и я хочу еще раз подчеркнуть это, — что метафора делает процесс медленным и вдумчивым и при этом делает продвижение быстрым. Еще одна важная штука — подобная метафора расширяет время сессии уже за ее пределами: вспомнить о противодраконовских мерах можно прямо на заседании.
GPS-метафора
Каждый метафорический элемент информации, который выдает клиент, терапевт понимает и интерпретирует относительно собственной модели мира.
Я: Вы не любите ни этой скуки, ни апатии.
Клиент (К): С одной стороны, не люблю, а с другой — люблю. Я как Маяковский: на всем, что сделано, ставлю nihil. С одной стороны, скучно, а с другой — я это делаю всегда.
Это как процесс совместного приготовления пищи: клиент добавляет свою интерпретацию в то, как он относится к своей скуке и апатии. (Ранее он также упоминал пустоту и черную пелену.) Дальнейшая работа будет учитывать куда более завершенную и точную карту описания чувств клиента. Этот поиск и учет могут вестись до самого конца сессии, и часто именно они помогают клиенту находить слова.
К: Я хожу по кругу, ищу ошибки.
Я: Вы занимаетесь самоедством…
К: Вот точно, самоедством.
Я: …с которым связана пружина потери доверия к себе.
К: И к другим, соответственно. То ли здесь обманут, то ли там.
Это быстрое уточнение метафорического описания того, как клиентка переживает определенные ситуации в своей жизни. Самоедство, потеря доверия — это точнее, чем просто поиск ошибок.
Я: Что вы в этот момент чувствуете?
К: Я чувствую, что они вообще не участвуют в происходящем, что им наплевать.
Я: Другие дети в песочнице не хотят с вами играть? Уходи из нашей песочницы?
К: Ну… не совсем. Скорее, ты сделай все сам, а мы тут будем сидеть и смотреть, как ты облажаешься.
Быстрое уточнение дает нам возможность говорить о проблеме сразу несколькими способами и выбирать, какой больше нравится. Неважно, как это на самом деле, важно, что сейчас мы сверили наши поля и нашли более-менее общее.
Представьте, что я настаивал бы на своем и углубился в детскую метафору, которую клиент не вполне принимает. (Иногда так и следует сделать, но об этом — чуть позже.) Или, наоборот, я пошел бы вслед за клиенткой из предыдущего примера и продолжил говорить о хождении по кругу. Пусть мне кажется, что я описываю точнее, это не имеет значения, если не происходит постоянного апдейта узнавания, а значит, контакта в метафорическом поле.
Контакт в метафорическом поле, гибкость и множественность метафор, адаптивность имеют такое же значение, как их точность и глубина. В разные моменты контакта важными становятся разные характеристики метафор. Игнорирование моделей мира клиента приводит к непониманию и невозможности услышать друг друга.
Мы никогда не сможем полностью понять, что нам говорит другой. Так же другой не сможет полностью понять, что мы говорим ему. По счастью, это и не нужно! Выход к истине осуществляется не по прямой дороге, а окольными тропками неточностей, приблизительностей и допущений. Мы приближаемся к глубокой коммуникации, хотя каждый раз можем идти немного не в ту сторону, но все же все более и более в ту.
В этом суть метафорического апдейта, GPS-метафоры, о которой я говорю. Именно поэтому метафора обычно не ходит одна: следует несколько последовательных разведок-приближений, каждая из которых дает какие-то свои аспекты понимания ситуации.