Не дайте власти развратить вас | Большие Идеи

? Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не дайте власти
развратить вас

Как сделать карьеру и не растерять свои лучшие качества

Автор: Келтнер Дэчер

Не дайте власти развратить вас

читайте также

Как принимать трудные решения

Джозеф Бадаракко

«Это не то, что мы хотели»

Мария Григорьева

Как устроены общительные люди

Батлер Тимоти,  Уолдруп Джеймс

Семь практик устойчивости: как обеспечить стабильность в разгар кризиса

Роберт Кайзер,  Элейн Пулакос

Двадцатилетние исследования в области поведенческой психологии привели меня к неутешительному выводу: люди обычно добиваются власти благодаря качествам и действиям, направленным на защиту интересов окружающих (эмпатии, сотрудничеству, открытости, справедливости), но получив власть, этих качеств постепенно лишаются. Облеченные властью более других склонны проявлять грубость и эгоизм. Английский историк и политик XIX века лорд Актон был прав: власть действительно развращает.

Я изучил проявления этого феномена — я называю его ловушкой власти — в колледжах, в Сенате США, в профессиональных спортивных командах и в других рабочих коллективах. И везде я видел одно и то же: люди поднимаются на вершину за счет своих положительных качеств, но по мере восхождения ведут себя все хуже. Поведение может испортиться на удивление быстро. В ходе одного из экспериментов (под шуточным названием «владыка печенья») я разделил людей на группы по трое, случайным образом выбрал в каждой тройке лидера и раздал всем групповые письменные задания. Спустя полчаса я поставил перед каждой командой по тарелке с четырьмя кусочками печенья. Во всех группах участники взяли по кусочку и оставили на тарелке последний. Я хотел понять, кто возьмет добавку и обделит остальных? Почти всегда это были выбранные мною «начальники». Эти люди чаще других облизывали губы, чавкали и оставляли на одежде крошки.

Богатство и авторитет действуют на людей схожим образом. В рамках другого эксперимента мы с Полом Пиффом из Калифорнийского университета в Ирвайне обнаружили интересную закономерность: в то время как водители самых дешевых автомобилей (Dodge Colt, Plymouth Satellite) всегда тормозят перед зеброй, владельцы роскошных BMW и Mercedes останавливаются только в 54% случаев. То есть практически через раз они игнорируют пешеходов и нарушают закон. Опрос сотрудников компаний в 27 странах показал, что богатые чаще считают допустимым для себя неэтичное поведение — например, мздоимство или уклонение от налогов. Недавнее исследование Дэнни Миллера из Монреальской Высшей коммерческой школы позволило выяснить: гендиректора со степенью МВА более склонны к рвачеству (повышающему их личный заработок, но снижающему стоимость компании), чем руководители без степени.

Нашумевшие случаи зло­употребления властью: мошенничество Джеффри Скиллинга (Enron), незаконное получение бонусов Деннисом Козловски (Tyco), секс-вечеринки Сильвио Берлускони, махинации с налогами Леоны Хелмсли — лишь самые яркие примеры поведения, свойственного лидерам на всех уровнях. Ученые выяснили, что люди, стоящие у корпоративного руля, в три раза чаще рядовых сотрудников перебивают собеседников, занимаются своими делами на совещаниях, повышают голос и оскорбляют коллег. Чаще всего положительные качества теряют те, кто занял руководящий пост совсем недавно.

Злоупотребление властью портит репутацию руководителя и мешает ему управлять людьми. Оно повышает уровень стресса и тревожности у подчиненных, снижает моральную устойчивость и креативность команды и не позволяет сотрудникам полноценно участвовать в общей работе. Во время недавнего анкетирования 800 топ-менеджеров и рядовых сотрудников из 17 отраслей примерно половина тех, с кем в компании обращались невежливо, заявили, что в ответ стали работать хуже или меньше.

Как не попасть в ловушку власти? Следить за собой и принимать меры.

Сила размышлений

Прежде всего, следует пристальнее присмотреться к себе. Поднимаясь к вершинам власти, нужно быть внимательным к эмоциям, сопровождающим вновь обретенный авторитет, и изменениям в своем поведении. Власть сродни мании: мы становимся жадными до знаков признания, кажемся себе сильными, энергичными, всемогущими и неуязвимыми. Все это открывает дорогу необдуманным поступкам и неэтичности. Однако, согласно последним изысканиям в области нейробиологии, мы способны сами активизировать лобные доли мозга, помогающие держать подобные проявления в узде: стоит лишь проанализировать свои мысли и чувства. Скажите себе: «У меня такое ощущение, будто я мог бы управлять миром!». Признавая возникающие чувства радости и уверенности и давая им определение, мы теряем готовность следовать нерациональным решениям, на которые они нас вдохновляют. А признавая негативные эмоции, мы противостоим желанию среагировать на происходящее враждебно или агрессивно.

Ответственное отношение формируется с помощью ежедневной практики осознанности. Например, можно сесть в комфортном тихом месте и, глубоко дыша, сосредоточиться на ощущениях от вдоха и выдоха, от своего тела — или на окружающем мире. Исследования показывают: люди, выполняющие такие упражнения всего по несколько минут в день, лучше концентрируются на деле и быстрее успокаиваются. Поэтому подобным практикам обучают в таких компаниях, как Google, Facebook, Aetna, General Mills, Ford и Goldman Sachs.

Важно анализировать свои действия и отношение к окружающим. Вы перебиваете людей? Копаетесь в телефоне, когда с вами разговаривают? Рассказываете унизительные для других анекдоты? Непристойно выражаетесь в офисе? Присваиваете себе достижения команды? Не запоминаете имена коллег? Начали тратить намного больше денег или неоправданно рисковать здоровьем?

Если хотя бы на два-три вопроса вы ответили утвердительно, это первый признак, что вы начинаете вести себя высокомерно. Вы можете не придавать этим деталям значения, но для подчиненных они очень важны. Недавно я узнал, что в сценарном отделе кабельного телеканала бутерброды приносят редакторам строго в порядке иерархии. Сохраняя подобную практику, руководство отбивает у людей охоту сотрудничать и творить. Но есть и другие примеры — один из них в своей книге «Лидеры едят последними» приводит этнограф и писатель Саймон Синек. В американской армии офицеры получают еду после рядовых — и этим демонстрируют уважение к подчиненным.

Благородное поведение

Даже если вы пока не испытываете на себе развращающего влияния власти, в ваших интересах запомнить и воспроизводить образцы этичного поведения, которые помогли вам сделать карьеру. Обучая высокопоставленных сотрудников, я уделяю внимание трем основным приемам, которые доказали свою эффективность: проявлению эмпатии, благодарности и щедрости.

Мы с Линн тен Бринке, Крисом Лю и Самиром Шриваставой выяснили, что сенаторы США, во время своих выступлений выражающие эмпатию (голосом и мимикой), проводят в жизнь больше законопроектов, чем те, чьи жесты и интонацию можно счесть доминирующими и угрожающими. Аналогичные результаты дало исследование, проведенное Анитой Вули из Университета Карнеги-Меллон и Томасом Мэлоном из Массачусетского технологического института: коллектив эффективнее справляется со сложными задачами, если его члены выказывают друг другу понимание, участие, интерес и заботу.

Небольшие знаки благодарности также действуют положительно. Ученые доказали, что возлюбленные, в повседневных разговорах подчеркивающие значимость друг друга, реже расстаются; люди, выражающие признательность другим членам недавно созданного коллектива, в который они входят, ощущают привязанность к нему даже спустя несколько месяцев. Адам Грант из Уортонской школы бизнеса обнаружил, что, если руководители благодарят подчиненных, те продуктивнее работают и активнее участвуют в жизни компании. А исследования, которые мы с Майклом Краусом из Йельского университета провели в командах НБА, показывают: баскетболисты, которым товарищи по команде выражают восхищение и благодарность с помощью жестов и объятий, выигрывают в среднем на два матча в сезон больше (это статистически значимая разница, от которой может зависеть попадание в плей-офф).

Простые проявления щед­рости тоже могут быть очень действенными. Люди, которые делятся чем-то с коллегами: предлагают идеи, помогают с проектами и т. д. — приобретают репутацию потенциальных лидеров, влиятельных и достойных уважения. Майк Нортон из Гарвардской школы бизнеса заметил, что сотрудники чувствуют б?льшую удовлетворенность и достигают б?льших результатов, если могут сделать вклад в благотворительность, не выходя из офиса.

Казалось бы, постоянно придерживаться высоких этических стандартов нереально, ведь руководитель несет ответственность за результат. Но это не так. Можно приучить себя выражать эмпатию, благодарность и щедрость, тренируясь везде, где придется: на совещаниях, переговорах, презентациях, аттестациях.

Упражнения для развития эмпатии:

  • Во время беседы задавайте один-два значимых вопроса и перефразируйте важные замечания, высказанные другими.
  • Внимательно слушайте. Развернитесь в сторону собеседника, смотрите на него и подбирайте слова, выражающие заинтересованность и вовлеченность.
  • Если вам сообщают о проблеме, поддержите собеседника фразами вроде «Сочувствую» или «Понимаю, вам пришлось нелегко». Не высказывайте сразу своих суждений и не давайте советов.
  • Перед деловыми встречами улучите момент, чтобы подумать о человеке, с которым вам предстоит общаться, и о том, что сейчас происходит в его жизни.

Артуро Бехар, технический директор Facebook, активно использует эмпатию при управлении дизайнерами, разработчиками и аналитиками данных. Совещания, которые он проводит, выстраиваются вокруг открытых вопросов, и он всех внимательно выслушивает. Артуро наклоняется к говорящему и записывает в блокнот его идеи. Эти проявления эмпатии показывают людям, что руководитель понимает их чаяния и нацелен на совместную работу.

Упражнения для развития благодарности:

  • Не забывайте при общении с людьми от души благодарить их за работу.
  • Если человек отлично выполнил задание, ­своевременно отправьте ему электронное или бумажное сообщение и укажите конкретную причину вашей признательности.
  • Публично рассказывайте, какую пользу приносит команде каждый сотрудник.
  • Отмечая успех коллеги, используйте соответствующие жесты — похлопывайте его по плечу и пр.

Руководя Campbell Soup Company, Дуглас Конант развивал культуру благодарности. Каждый день он с ассистентами искал в почте и во внутренней сети новости об отличившихся сотрудниках. А затем благодарил их за вклад в общее дело: отправлял всем — и топ-менеджерам, и разнорабочим — рукописные послания. По его словам, в день выходило минимум по 10 писем (за все годы службы — около 30 000), и многие сотрудники прикрепляли их возле своих рабочих мест. Главы компаний, которых я консультировал, вспоминали и другие приемы: небольшие поощрительные подарки, приглашения на обед или ужин, праздники в честь сотрудника месяца, реальные или виртуальные доски почета.

Упражнения для развития щедрости:

  • Выделяйте немного времени для личного общения с подчиненными.
  • Доверяйте им важные и статусные обязанности.
  • Будьте щедры на похвалу.
  • Делитесь славой: отмечайте всех, кто помог коллективу добиться успеха.

Режиссер студии Pixar Пит Доктер мастерски владеет последним приемом. Когда я начал работать с ним, в производстве был фильм «Головоломка», но я заговорил о шедевре, который он сотворил за пять лет до этого, — предыстории из фильма «Вверх». В ней Карл влюбляется в девочку Элли, они женятся, живут много лет — а потом она заболевает и угасает. Когда я спросил его, как он работал над этой историей, он перечислил 250 имен тех, кто принимал участие в проекте: сценаристов, аниматоров, актеров, художников, дизайнеров, редакторов, программистов и т. д. Сегодня, когда его спрашивают о кассовом успехе «Головоломки», он отвечает в том же духе. Менеджер по продукту Facebook Келли Уинтерс, рассказывая о достижениях своей команды, упоминает аналитиков, инженеров и специалистов по контенту, благодаря которым успех стал возможным.

Вы можете обойти ловушку власти, развив в себе умение выражать эмпатию, тогда люди вокруг вас начнут лучше работать и плодотворнее сотрудничать друг с другом. Не останетесь в накладе и вы: у вас будут отличная репутация и прочная позиция лидера, а защищая интересы окружающих, вы получите невероятное удовольствие.

* деятельность на территории РФ запрещена