Джентльмены неудачи | Большие Идеи

? Профессиональный и личностный рост


Джентльмены неудачи

Духоподъемные истории о бизнесменах-супергероях помогают нам поверить в себя, а негативный опыт «хрупких» — не наступить на опасные грабли.

Автор: Марина Иванющенкова

Джентльмены неудачи

читайте также

Что такое Kickbox от Adobe

Дэвид Буркус

«Harvard Business Review – Россия»: ключевые идеи 2018 года

Редакция «HBR — Россия»

Почему неоднородным командам важна психологическая безопасность

Хенрик Бресман,  Эми Эдмондсон

Мы все еще не поняли разницу между изменениями и трансформацией

Рон Ашкеназ

«На меня сыпались удары со всех сторон. Многие радовались моим неудачам, а их хватало в самых разных сферах... Я чувствовал себя отвратительно. Я уже не верил, что преодолею все это. Я думал, что все мои усилия обречены». Похоже на цитату героя какой-нибудь мелодрамы, который вот-вот расплачется — но нет, это слова «железного человека», миллиардера Элона Маска.

Глава в книге Эшли Вэнс, из которой взята эта цитата, называется вполне мелодраматично: «Боль, страдания и возрождение». В ней описываются события трудного для Маска 2008 года. Три неудачных запуска SpaceX, проблемы в Tesla, скандальный развод с женой. Средства Маска стремительно таяли — чтобы платить зарплату сотрудникам Tesla, он занимал деньги у друзей, а разразившийся кризис хоронил надежды на внешнее финансирование. Предпринимателю грозило банкротство, и он впал в глубокую депрессию. Когда уже казалось, что «все пропало», Маск взял себя в руки, смог привлечь инвестиции и получить выгодный контракт от NASA.

Такие истории, когда человек терпит фиаско, а потом берет реванш, есть в биографии каждого успешного предпринимателя. Мораль их не нова и не оригинальна: у всех бывают тяжелые времена и все совершают ошибки, надо извлечь из них пользу и двигаться дальше. И все-таки с тем, что успешных людей отличает жизненная стойкость, спорить трудно. В книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» Нассим Талеб пишет, что многим встряска идет на пользу: «они расцветают и развиваются, сталкиваясь с переменчивостью, случайностью, беспорядком, стрессорами, любовными переживаниями, риском и неопределенностью». Это качество Талеб называет антихрупкостью.

Но большинство людей панически боится неудач. Страх перед будущим заставляет избегать экспериментов — часто кажется, что лучше не делать резких движений. Будто стратегический план на ближайшую пятилетку, которому компания должна неукоснительно следовать, гарантирует какую-то стабильность в мире хаоса. К чему приводит неприятие перемен, хорошо известно: бизнес летит в тартарары. О том, как лучше подготовиться к непредсказуемому будущему и заработать на неудачах, если они все-таки произошли, читайте в этом номере HBR.

Недавно мы разговаривали с бывшим владельцем крупной российской компании, которая после кризиса 2008-го отошла кредиторам. Он признался, что потом семь лет пребывал в депрессии и только недавно начал раскручивать новый бизнес. Многие предприниматели, потерпев поражение, уже не дают волю амбициям и открывают компании поменьше. Или вовсе отходят от дел. Можно ли назвать их неудачниками? Мне нравится, как пишет о таких людях Талеб: «Человек, который не добился чего-либо, дает другим знание о том, как не следует поступать, — но никто или почти никто его за это не хвалит. Этот человек — ключевая фигура, однако ему не достается ни бонусов, ни, что еще хуже, уважения». Духоподъемные истории о бизнесменах-супергероях помогают нам поверить в себя, а негативный опыт «хрупких» — не наступить на опасные грабли. И то, и другое одинаково важно.