Теперь за главного: что делать, если вас назначили временным руководителем | Большие Идеи

? Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Теперь за главного: что делать, если вас назначили
временным руководителем

Как вести себя с бывшими коллегами и руководством после повышения

Автор: Ребекка Найт

Теперь за главного: что делать, если вас назначили временным руководителем
Vana Ash / Unsplash

читайте также

«Мы занимаемся чем угодно, только не собой»

Анна Натитник

Валерий Шульговский. Вместилище памяти

Анна Натитник

Планируйте неделю так, чтобы сохранить выходные

Элизабет Грейс Сондерс

Достойны ли вы подражания?

Тони Шварц

Ваш руководитель покинул компанию, а вы назначены временным управляющим. Наши поздравления! Ну, почти — еще не факт, что вы останетесь на этой позиции. Как же повысить свои шансы на постоянную должность? Как управлять командой, чтобы сотрудники прониклись к вам уважением и поддержали вашу кандидатуру? Как справиться со стрессом от ощущения, что вы постоянно на собеседовании?

Что говорят эксперты

Позиция временного управляющего или исполняющего его обязанности часто воспринимается как быстрый путь к получению постоянной работы — однако вы ее еще не получили. «Это очень тонкий момент, — говорит Майкл Уоткинс, сооснователь компании Genesis Advisers и профессор в Школе бизнеса IMD. — Вам нужно вести себя как руководитель, но при этом готовиться к тому, что вы можете им и не стать». Действительно, временная роль отличается от постоянной. «Придется принять такое неоднозначное положение дел», — поясняет Линда Хилл, профессор Гарвардской школы бизнеса и соавтор книги «Being the Boss: The 3 Imperatives for Becoming a Great Leader». Предлагаем вам несколько советов, которые помогут вам подготовиться к своей новой роли.

Размышляйте

Для начала, считает Уоткинс, необходимо подумать о том, что от вас требуется и чего хотите вы. Считаетесь ли вы «заменой для кого-то другого, кто затем получит постоянное место»? Или, возможно, вы — серьезный кандидат на эту должность? По словам Уоткинса, в зависимости от того, как руководитель позиционирует ваше назначение, «и будет определяться ваш настрой». Если вы хотите получить должность в дальнейшем, вам необходимо будет решить, как показать себя с лучшей стороны. Если вам не нужна должность, нужно «сообщить об этом до назначения». Здесь нечего стыдиться, говорит эксперт: «Можно не хотеть этого по множеству причин — может быть, вам кажется, что вы не подходите для такой работы. В таком случае следует сказать, что вы с радостью будете занимать пост, пока не найдут нужную замену».

Общайтесь

Хилл советует побеседовать со своим новым руководителем (скорее всего, это руководитель вашего прежнего руководителя) и обсудить, что от вас требуется. «Поговорите о том, как они видят вашу должность, какие у нее особенности, как долго планируется ее занимать, каких целей нужно достичь», — поясняет эксперт. По ее словам, ваша цель — «прояснить детали своей будущей работы». В зависимости от ситуации вы также можете попросить руководство публично объявить о вашем назначении, это добавит вам авторитета в коллективе. Хилл также рекомендует попросить вашего начальника представить вас своим коллегам из руководящего звена: «Они могут вас не знать, поэтому нужно установить эти новые важные контакты». Уоткинс подтверждает эти слова: «Вам нужно выстраивать свою репутацию и заслужить доверие. Ваша цель — показать, что вы готовы к работе и заслуживаете эту позицию».

Воздержитесь от глобальных решений

Затем, считает Уоткинс, необходимо «уделить время формулированию вашего видения и стратегии» организации и решить, на чем сконцентрировать свое внимание и энергию. Многое будет зависеть от ситуации, доставшейся вам от предшественника. «Есть ли какие-то операционные проблемы, которые нужно решить, или задача — работать, как раньше?» — говорит эксперт. Если в компании все хорошо, вам нужно «обеспечить стабильный ход» во время вашего пребывания в должности. Если есть проблемы, будьте готовы принимать «решения в пределах разумного», чтобы стабилизировать ситуацию. Слишком серьезные перемены, скорее всего, не пойдут во благо, считает Уоткинс: «Не заиграйтесь с вверенными вам полномочиями». Он рекомендует обращать внимание на неисправности и устранять их, чтобы на ранних этапах получить преимущество. Помните, что ваша цель — «стараться сделать как можно лучше для компании как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе».

Выстраивайте доверительные отношения

Построение отношений с бывшими коллегами — а теперь подчиненными — может оказаться непростой задачей. Хилл предлагает провести личные беседы с каждым из них, в ходе которых можно спросить: над чем вы работаете? Что вас беспокоит? Она рекомендует прозрачно и честно говорить о дискомфорте, который вызывает подобная ситуация: «Скажите, что это все очень неожиданно и может вызывать неловкость, но вы надеетесь завоевать их доверие». Также она советует предпочесть «стратегию сотрудничества, а не приказной стиль». Ни в коем случае не ввязывайтесь в офисные интриги и старайтесь не рисковать отношениями, советует Уоткинс: «Сохраняйте нейтралитет. Вместо этого сосредоточьтесь на том, что важно для бизнеса. Проявляйте жесткость там, где дело касается бизнеса, и мягкость там, где дело касается людей. Действуйте взвешенно».

Соберитесь с духом

Несмотря на то, что должность может быть временной, ваши обязанности могут отнять у вас множество ресурсов. «На вас может давить то, что за вами пристально наблюдают, — говорит Хилл. — Для вас это будет вроде проверки ваших истинных способностей — словно вам нужно доказать, что вы можете быть лидером и вносить изменения». Уоткинс добавляет, что это важный переход: «Относитесь к этому так, словно вы приступаете к совершенно новой работе». От вас потребуется много усилий и временны?х затрат. Будьте готовы к тому, что новая должность повлияет на ваши семейные отношения; подумайте о том, как вы будете справляться с неизбежными эмоциональными качелями после получения новой должности.

Если вы хотели занять постоянную должность, но не получили ее, может быть непросто вернуться к своим старым обязанностям. Зачастую подобный опыт позволяет прояснить свои профессиональные качества и понять, что вы хотите большего. «Вы уже испробовали роль лидера, — говорит Хилл, — вам может стать скучно на прежней должности, поскольку вы уже знаете, что готовы к более сложным вызовам». Если это ваш случай, «вполне оправданным будет сказать, что вы хотели занять эту позицию, вы готовы к ней, поэтому вы отправляетесь на поиски похожей работы», говорит Уоткинс. С другой стороны, вы можете почувствовать облегчение. Если вы рады возвращению на прежнюю должность, об этом тоже нужно сообщить своему руководителю, иначе они могут воспринять вас как разочарованного конкурента. «Важно зрело оценивать ситуацию», — напоминает эксперт.

Принципы, о которых следует помнить

Что делать:

  • Будьте честны. Если вы не хотите получить постоянную должность, сообщите об этом.

  • Спланируйте, как вы сможете себя проявить, когда будете занимать временную должность.

  • Выберите стратегию сотрудничества, а не приказной стиль. Это поможет заручиться доверием команды.

Чего не делать:

  • Не рассчитывайте, что переход дастся легко. Работа потребует значительных сил и энергии.

  • Не злоупотребляйте своими полномочиями в отношении своих бывших коллег.

  • Не расстраивайтесь, если не займете постоянную должность. Если полученный вами опыт говорит вам, что вы готовы к большему уровню ответственности, начните искать новые возможности в других местах.

Применение советов на практике

Кейс № 1. Определите стратегию и завоюйте доверие и уважение своей команды

Виктор Гарсия (имя изменено) работает в южноамериканской финансовой компании. Он прекрасно знает, каково это — быть на позиции временного руководителя.

Примерно 10 месяцев назад Виктора попросили стать управляющим отдела цифрового маркетинга. Он вспоминает: «Это было настоящей неожиданностью. Прежний руководитель спешно перешел на работу к конкурентам, поэтому меня попросили временно его заместить».

Виктор хотел повысить свои шансы на получение постоянной позиции. Для этого он сперва подумал, каким образом можно проявить себя, и решил сфокусироваться на решении проблем. «Прошлая маркетинговая стратегия — контент-маркетинг — вызывала множество вопросов, поскольку алгоритмы поисковых систем постоянно меняются, и компании было сложно предугадать эти изменения», — вспоминает он.

Чтобы справиться с этим вызовом, Виктор сменил стратегию на партнерский маркетинг: «Своей приоритетной целью я выбрал максимальный эффект за короткий период времени».

Затем он сосредоточился на завоевании доверия своих бывших коллег. К счастью, у него были хорошие взаимоотношения со многими из команды. В качестве действующего руководителя он проводил еженедельные встречи один на один и обсуждал с сотрудниками их проекты и цели. «Я хотел создать культуру доверия, хотел помочь им в решении их проблем, чтобы они могли сконцентрироваться на результатах», — рассказывает Виктор.

Также Виктору удалось делегировать свои обязанности, с чем предыдущий руководитель справлялся не очень хорошо: «Он был склонен к контролю и микроменеджменту. Мой стиль управления — прямо противоположный».

Стратегия Виктора дала свои результаты: команда прониклась к нему уважением, а бизнес-результаты оказались впечатляющими. Под его руководством отдел повысил показатель онлайн-конверсии более чем на 20%.

«В конце концов мне предложили постоянную должность», — делится Виктор.

Кейс №2. Будьте готовы к долгой работе и вдохновляйте свою команду

Бриттани Ларсен работала пресс-секретарем конгрессмена. Прошел всего месяц, как ее начальник внезапно покинул свой пост. Бриттани попросили занять должность директора по коммуникациям, пока директор по кадрам подыскивал замену.

Поначалу было очень сложно. «Я старалась не брать на себя слишком много и не браться за новые начинания на первых порах. Мне хотелось доказать, что я смогу выполнять ежедневные задачи и совмещать их с той работой, на которую меня наняли», — вспоминает Бриттани.

К счастью, у нее уже были установлены хорошие отношения с коллегами. Однако она признается, что заслужить их доверие к себе как к лидеру, которого официально не назначили, стало самым сложным испытанием за время ее замещения. «Я ясно дала понять, что моя миссия — помогать им и что мы вместе пройдем этот сложный период, как настоящая команда. Однако просто сказать недостаточно, нужно доказать свои слова действием. Я задерживалась на работе, постоянно была на связи, задавала вопросы и старалась поддержать всех участников команды», — рассказывает Бриттани. Со временем ей удалось показать, что она не просто выполняет свои обязанности, а делает это очень хорошо. Спустя месяц она попросила своего руководителя о встрече, чтобы поделиться своими идеями о развитии отдела и обсудить текущие проблемы.

«В ходе нашей беседы я дала понять, что осознаю, что могу и не получить эту должность. Я сфокусировала свое внимание на организационной структуре и потребностях сотрудников, которые имели ценность для всего аппарата. Это стало первым кирпичиком в фундаменте», — рассказывает Бриттани.

Спустя четыре месяца ей предложили постоянную должность. Она стала самым молодым директором по коммуникациям на Капитолийском холме.

Сейчас она работает директором по обслуживанию клиентов в коммуникационной компании из Солт-Лейк-Сити, штат Юта, которая занимается политическим маркетингом и коммуникациями. «Основной совет, который я могу дать замещающим руководителям — это набраться терпения. В таких обстоятельствах не бывает четких сроков и понимания того, что будет дальше. Если вы сохраните хладнокровие в этот период, вы значительно повысите свои шансы на получение должности».

Об авторе

Ребекка Найт (Rebecca Knight) — журналист из Бостона и лектор Уэслианского университета. Ее работы публикуются в The New York Times, USA Today и The Financial Times.Публикуется в New York Times, USA Today, Financial Times.