читайте также
Некоторые из наиболее важных навыков, которые менеджеры ценят в сотрудниках, сложно выявить и еще сложнее оценить или проанализировать. Среди таких качеств самодисциплина, самосознание, творческий подход к решению проблем, эмпатия, обучаемость, адаптивность, гибкость, позитивность, рациональность, щедрость и доброта. Как узнать, обладают ли ваши будущие сотрудники этими навыками? И как развить их у вашей нынешней команды? Недавние исследования в области нейробиологии показывают, что решение можно найти в книгах: чтение художественной литературы помогает людям развивать эмпатию, критическое мышление и моделировать поведение других людей.
Во время чтения мы прорабатываем и укрепляем несколько различных когнитивных «мышц», на которых держится «скелет» эмоционального интеллекта. По сути чтение — это та активность, которая способна развить в сотрудниках наиболее привлекательные для работодателей качества, черты и характеристики.
Признанные бизнес-лидеры давно рекламируют достоинства чтения. Уоррен Баффет проводит большую часть своего дня с книгой в руках и советует читать по 500 страниц в день. Предприниматель Марк Кубан говорит, что каждый день посвящает книгам более трех часов. Илон Маск утверждает, что именно в книгах нашел необходимые для строительства ракет знания. Но эти и другие визионеры почти всегда рекомендуют нон-фикшн. В 2019 году Баффет составил список из 19 книг: ни одну из них нельзя отнести к художественной литературе. Из 94 книг в списке Билла Гейтса только девять — из раздела художественной литературы.
Мы думаем, что читаем ради знаний, и это лучшая причина взять книгу в руки. Однако исследования показывают, что художественная литература может принести большую пользу, чем нон-фикшн. Чтение художественных книг развивает повышенную социальную чувствительность и способность понимать мотивы других людей. Нон-фикшн, безусловно, полезен для накопления знаний, но мало что дает для куда более труднодостижимой цели — развития эмоционального интеллекта.
Как книги формируют опыт сотрудников
Художественная литература может быть полезна в формировании рабочей среды, и польза эта заключается в том, что абстрактные персонажи и сюжеты помогают вести сложные дискуссии. Во время обсуждений книг люди могут рассмотреть деликатные и специфичные вопросы открыто и честно. Координатор некоммерческой организации Books@Work Нэнси Киддер поделилась впечатлением об обсуждении рассказа Чинуа Ачебе «Путь мертвеца». В этой истории нигерийский учитель по имени Майкл Оби предпринимает неудачную попытку модернизировать сельскую школу. По итогам дискуссии в одной из организаций менеджер команды, с которой работала Киддер, отметил, что среди сотрудников сформировался новый язык для обсуждения рабочих проектов. Теперь они общались в таком ключе: «Я выбрал такое решение для поставленной задачи, но мне не хотелось бы стать местным Майклом Оби».
Для инициирования общения среди сотрудников зачастую достаточно собрать их для совместного чтения захватывающих книг. Профессор деловой этики в Гарвардском университете Джозеф Бадаракко помимо произведений Ачебе включает в программу и другие книги: например, «Антигону» Софокла, «Остаток дня» Кадзуо Исигуро и рассказ Джозефа Конрада «Тайный сообщник». Бадаракко утверждает, что художественная литература показывает более сложную картину извечного противостояния добра и зла, представляя персонажей с противоборствующими и часто одинаково убедительными точками зрения. Бизнес-книги в силу своей специфики сужают суть проблемы: это правильно, а это — нет. А художественная книга позволяет рассмотреть, например, преданность Креонта государству и приверженность Антигоны семье и чести как одинаково приемлемые позиции, которые не могут измениться в одночасье. Будущие бизнес-лидеры не будут сталкиваться с точно такими же сценариями, но они смогут более широко понимать и реагировать на различные точки зрения.
По опыту Киддер, сотрудники, которые собираются на книжные дискуссии, более охотно решают сложные вопросы. Участники ее программы рассуждали о проблемах баланса традиций и инноваций, категоричности в суждениях и осознанного общения. Например, для обсуждения взаимосвязей в сообществе подойдет дискуссия по научно-фантастическому роману Октавии Батлер «Родня», который рассказывает о том, как расовая принадлежность влияет на личность. А для формирования нового взгляда на привычные вещи можно прочитать рассказ Джорджа Сондерса «Щенок»: в нем говорится о ребенке, который хочет завести щенка и узнает, что у хозяина щенка во дворе живет мальчик на поводке. Цель такого чтения — развить когнитивную гибкость и проницательность, то есть самые востребованные эмоциональные навыки.
Почему чтение работает
Исследования показывают, что чтение художественной литературы эффективно повышает способность мозга сохранять широту мысли при обработке информации, а это необходимый навык для эффективного принятия решений. В 2013 году было проведено исследование потребности в когнитивном завершении, или желания «прийти к быстрому выводу при принятии решений и неприятием двусмысленности и запутанности». Люди с острой потребностью в когнитивном завершении в значительной степени полагаются на «ранние информационные сигналы», то есть с трудом меняют свое мнение при появлении новой информации. Они также выдвигают меньше альтернативных гипотез, что еще больше уверяет их в первоначальных (и потенциально ошибочных) убеждениях. Высокая потребность в когнитивном завершении также означает потребность в меньших объемах информации и количестве точек зрения. Люди, которые сопротивляются потребности в когнитивном завершении, более вдумчивы, креативны и спокойно воспринимают противоречивую информацию, что характеризует высокий уровень эмоционального интеллекта.
Участники одного из исследований читали художественную литературу и демонстрировали меньшую потребность в когнитивном завершении. Этот результат неудивителен: чтение книг требует вдумчивости во время обработки больших объемов информации, а также изменения точки зрения. В литературе нет простых ответов, но есть альтернативные точки зрения других людей. Как читатели мы почти наверняка сочтем Гумберта Гумберта из «Лолиты» неприятным, но мы вынуждены испытать на себе его образ мыслей, а это — ценное упражнение для уменьшения потребности в когнитивном завершении. Кроме того, исследователи отмечают, что, когда мы говорим о чужих поступках, мы не чувствуем необходимости защищаться. Мы можем вести такие разговоры, которые могли бы не состояться в другом контексте, по крайней мере, на таком же уровне честности.
Инвестирование в чтение
Руководители могут неохотно инвестировать время, деньги и энергию в организацию чтения художественной литературы на рабочих местах, но первоначальные отчеты показывают, что литературные группы под руководством коуча полезны. Президент и генеральный директор производственной компании EnPro Industries Марвин Райли искал пути укрепления «двусторонней фундаментальной корпоративной культуры». Райли хотел «установить психологическую безопасность, наладить сотрудничество, принять концепцию меритократии, использовать критическое мышление и, прежде всего, создать высокую вовлеченность сотрудников».
Для работы с командой из 20 человек Райли пригласил компанию Books@Work. Участники читали художественную литературу и обсуждали прочитанное под руководством своего координатора. Райли хвалит программу за повышение искренности в рабочих группах и качества взаимодействия между сотрудниками.
Помимо отзывов участников книжных семинаров не существует конкретных данных о том, как включение организованного чтения литературы в программы обучения и повышения квалификации на рабочих местах влияет на сотрудников. Однако исследования в области чтения показывают, что изучение художественной литературы — один из лучших методов стимулирования эмпатии, критического мышления и творчества. Ученый-когнитивист Мэриэнн Вулф утверждает, что «качество нашего чтения» служит «показателем качества нашей мысли». Если мы хотим видеть в мире бизнеса лучших мыслителей, мы должны формировать лучших читателей.
Об авторе. Кристин Сейферт (Christine Seifert) — преподаватель коммуникаций в Вестминстерском колледже в Солт-Лейк-Сити.