читайте также
Луиза Клэп — 26-летняя выпускница с дипломом магистра в области моды и управления продажами. Как и многие ее ровесники, она яркая, талантливая и готова к новой карьере. Но у нее нет работы, и она удручена поисками, начатыми пять месяцев назад.
Луиза, обратившаяся ко мне за советом, изучала программу магистратуры, планируя в будущем получить работу закупщика в немецкой сети магазинов одежды. Но через несколько месяцев поисков работы она зашла в тупик. Луиза подала заявление на каждую вакансию закупщика начального уровня в Германии и, заполнив 25 анкет и пройдя четыре собеседования, не получила ни одного предложения. В конечном итоге, призналась она, у нее не осталось больше вариантов.
Но так ли это? Стоило ли ей отказываться от мечты попасть в индустрию моды просто потому, что ей сразу не удалось найти «правильную» работу? Едва ли это решение можно назвать правильным.
Мы даем выпускникам множество благожелательных советов. Следуй за мечтой! Найди свою страсть! Занимайся тем, что любишь! Измени мир! Ах да, и между делом заработай кучу денег.
Эти советы сбивают с толку. Слова «страсть», «любовь», «мечты», «влияние» кружат голову людям, только начинающим самостоятельную жизнь и часто имеющим крупную задолженность по кредиту.
Никто не хочет разбивать чужие мечты, однако существует множество доказательств того, что «следовать за мечтой» — плохой совет, а поиски любимой работы иллюзорны для большинства из нас.
Людям вроде Луизы трудно понять, что делать: соглашаться на любую работу или ждать подходящую. Но, возможно, не нужно стоять перед выбором «или-или». Вместо того чтобы искать работу своей мечты, спросите себя: «Что я могу сделать сейчас, что поможет мне в будущем найти работу, которая будет меня радовать, в которой я буду заинтересован и с которой я буду хорошо справляться?
Давайте будем реалистами: в 20 с небольшим лет не всегда точно знаешь, чего хочешь. Мне редко встречаются люди, которые знали, чего хотят, сразу после окончания вуза и которые по-прежнему работают в той же области 10, 20 или 30 лет спустя. Я прошла путь от Корпуса мира и Goldman Sachs до EPA и Exxon Mobil, а сегодня являюсь предпринимателем и экспертом по коммуникациям, чего и представить себе не могла в 22 года.
Выпускникам пора перевести дискуссию в новую плоскость. Не надо занижать ожидания или отказываться от мечты. Лучше посмотрите на вещи шире, перестаньте волноваться и согласитесь, что ценность и уроки можно извлечь практически из любой работы.
Оцените возможности, не думая о том, являются ли они «правильными» или «идеальными» для ваших долгосрочных целей, но учитывая, получите ли вы навыки, которые пригодятся вам в дальнейшем. Обдумайте три критерия: обеспечит ли вам предполагаемая работа опыт, доверие к себе или доход?
Опыт
Соблазнительно претендовать на «лучшие» вакансии или компании, но иногда можно многому научиться в любой компании. Спросите себя, чему вы надеетесь научиться, какие навыки хотите приобрести. Например, если вы хотите усовершенствовать навыки написания текстов, вам не обязательно работать в признанной по всей стране медиа-компании или известной фирме, занимающейся цифровым маркетингом. Можно рассмотреть вакансии, связанные с коммуникациями, в торговых ассоциациях или некоммерческой организации, или согласиться на вакансию начального уровня в менее известном онлайн-издании.
Не ограничивайте поиски должностью, которую вы хотите в итоге занять. Думайте о необходимых для этого навыках. Например, если вы хотите сделать карьеру в области рекламы, подумайте о должности копирайтера или менеджера по работе с клиентами, но не зацикливайтесь на ведущих агентствах. Если вам нужен опыт, надпись на дверной табличке значит меньше, чем работа, которой вы будете заниматься.
Аналогично если вы мечтаете однажды возглавить собственную компанию, рассмотрите возможность стажировки в стартапе. Способность выполнять самую разнообразную работу и обучение всему необходимому, чтобы развить предприятие, значит больше, чем авторитет ее основателей и то, доживет ли компания до следующего раунда финансирования.
Доверие к себе
Конечно, существуют области, скажем, одежда класса люкс, потребительские продукты или инвестиционно-банковская деятельность, где авторитет имеет значение. Например, компания P&G долгое время считается золотым стандартом в мире потребительских продуктов, поэтому попасть в нее — на любую должность — огромная победа для человека, мечтающего о карьере в мире маркетинга или бренд-менеджмента.
Луиза хотела быть закупщиком и только, пока не поняла, что удачей будет просто попасть в известный розничный или потребительский бренд. В конце концов, она расширила поиски работы и начала рассматривать вакансии из области маркетинга и бренд-менеджмента в ведущих компаниях Германии и всей Европы. Она также включила в поиск компании, производящие фасованные продукты. Вскоре она позвонила мне и взволнованно сообщила, что обнаружила еще более 50 вакансий.
Если вы хотите приобрести определенный уровень доверия к себе со стороны работодателей, ищите вакансии в таких хорошо себя зарекомендовавших и узнаваемых компаниях, как Deloitte, Dropbox или Delta Airlines. Уверена, что строчка в резюме о работе в Goldman Sachs в начале карьеры помогла мне открыть другие двери позже.
Доход
Никогда не стоит недооценивать значение зарплаты. Почти все, кого я знаю, работали официантами, в кафе или магазине, или стажировались, получая небольшие деньги. Пока вы ищете «правильную» работу, зарабатывать можно чем угодно. Когда много лет назад я отправила резюме в Министерство охраны окружающей среды, мне сказали, что я отличный кандидат, но они временно не принимают на работу, и, возможно, мне придется ждать от 6 до 12 месяцев. Они думали, что я вежливо откажусь, но я собрала вещи, приехала в Вашингтон, остановилась у подруги и устроилась на временную работу в Inter-American Development Bank. Когда появилась вакансия в министерстве, я была рада, что дождалась ее.
Велики шансы, что в вашей карьере будут неожиданные повороты, взлеты и падения, и все это сделает ее интересной, сложной и приносящей удовлетворение. Успех во многом будет зависеть от сделанных вами ошибок — ужасной первой работы или работы вашей мечты, которая, как вы осознали, не подходит вам — а также от выбора, который вы будете делать в процессе. Не расстраивайтесь по пустякам. Ищите возможности приобрести опыт, доверие к себе или доход и верьте, что найдете подходящую вам работу (или она найдет вас сама).
Об авторе. Джоди Гликман (Jodi Glickman) — гендиректор компании Great on the Job, занимающейся развитием лидерских качеств, автор книги «Great on the Job».