Четыре причины, из-за которых вы не нашли работу своей мечты | Большие Идеи

? Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре причины, из-за которых вы не нашли работу
своей мечты

Почему люди выбирают «неправильную работу»

Автор: Томас Чаморро-Премузик

Четыре причины, из-за которых вы не нашли работу своей мечты
RYANJLANE/GETTY IMAGES

читайте также

Как мыслить креативно, когда вы испытываете стресс

Элизабет Грейс Сондерс

Школа для ума

Гусинская Ирина

Идеальный штурм

Хол Грегерсен

Банкинг становится гибче

Бартон Доминик,  Деннис Кэри,  Рэм Чаран

Какую работу вы назвали бы идеальной? Несмотря на наличие вполне конкретных параметров, определяющих, что мы хотим получать от своей трудовой деятельности, наши решения, связанные с карьерой, не всегда им соответствуют — даже если мы отчетливо их осознаем.

Большинство из нас хочет, чтобы работа удовлетворяла три основные потребности:

  • Позволяла чувствовать свою компетентность и мастерство: это достигается за счет возможности превзойти ожидания, предъявляемые к текущей роли, и расти через обучение, повышая качество навыков.

  • Давала ощущение общности и принадлежности: появляется в результате честных и уважительных отношений с коллегами, когда вас ценят как специалиста. Вот почему корпоративная культура так сильно влияет на уровень удовлетворенности сотрудников.

  • Наделяла чувством смысла и цели: проявляется как ощущение, что мы посвящаем свое время чему-то значительному, тому, что соответствует нашим ключевым целям и мотивам.

Конечно, было бы наивно предполагать, что все люди в мире смогут найти работу, соответствующую этим трем критериям. Тем не менее повсеместно принято считать, что сотрудники способны достигать этих целей независимо от макроэкономических условий, своего потенциала и таланта. В результате большинство людей стремится во что бы то ни стало либо найти такую идеальную работу, либо, по крайней мере, улучшить текущие условия. Исследователи называют такое поведение «джоб-крафтингом» (по сути, это понятие означает адаптацию рабочих задач под собственные потребности и стремления).

В целом, это хорошая идея. Оптимизация работы под собственные способности и интересы, скорее всего, улучшит как общее самоощущение, так и производительность. Кажется, это настолько очевидно, что не требует научных доказательств. Тем не менее, было проведено некоторое количество исследований, и они ожидаемо показали, что джоб-крафтинг положительно сказывается на вовлеченности сотрудников и их трудоустраиваемости. Последнее определяется как способность получить и сохранить желаемое место работы, сохраняя свою актуальность для рынка труда на протяжении всей карьеры. Другие исследования показывают, что джоб-крафтинг повышает общее благосостояние сотрудников.

В связи с этим возникает более актуальный вопрос: если люди в целом понимают, чего хотят (и что им нужно) от работы, почему многие из нас принимают неверные решения при выборе работы, особенно когда выбор не ограничен единственно возможным вариантом?

Исследователи выделяют несколько причин.

Всё решают деньги. Как показывают метааналитические исследования, нет практически никакой корреляции между оплатой труда и удовлетворенностью человека своей работой. Например, адвокаты, зарабатывающие по $160 тыс. в год, довольны своей работой в той же мере, что и медсестры, получающие $35 тыс. в год. Впрочем, пусть деньги и не приносят удовлетворения, зато они мотивируют. Мы принимаем множество решений, ориентируясь на финансовые стимулы, особенно когда речь идет о работе. Хотя многие говорят, что с радостью согласились бы на сокращение зарплаты, если бы при этом могли меньше работать, сократить время на дорогу или заняться чем-то более приятным, в реальности мы крайне редко идем на такие меры и предпочитаем работать за стабильно высокую зарплату.

Люди (слишком) хорошо умеют приспосабливаться к плохой работе. Вероятно, мы гораздо проще миримся с плохой работой, чем с плохими отношениями. На самом деле, несмотря на распространенное мнение о том, что люди спокойно живут в условиях неопределенности и не стремятся к долгосрочной карьере, в реальности все наоборот. В случае с работой и карьерой мы скорее выберем синицу в руке. Ни бессмысленная работа, ни плохой начальник не гарантируют того, что человек захочет сменить сферу деятельности. Это объясняет низкие показатели вовлеченности даже в лучших компаниях мира.

Пробелы в самоанализе ограничивают наши возможности. Как говорится в моей последней книге, люди, как правило, не могут адекватно оценить собственные способности. Даже когда они решают «следовать за своей страстью», нет никакой гарантии, что в итоге они будут заниматься тем, что у них действительно получается, не говоря уже о том, чтобы эта деятельность приносила пользу и была востребована. Это значит, что зачастую рентабельность инвестиций при смене карьеры остается под вопросом. Хорошим примером здесь может служить недавний рост числа предпринимателей и стартаперов. Несмотря на привлекательность предпринимательства для молодых людей, которых возбуждает идея быть самому себе хозяином и самостоятельно решать проблемы, их шансы достичь даже незначительного успеха крайне малы. Несомненно, крошечное меньшинство в итоге создаст следующий Apple или Google и принесет огромную пользу обществу. Но за каждой историей успеха стоят миллионы неудач. В среднем люди, которые бросают традиционную работу, чтобы работать на себя, в результате работают больше, а зарабатывают и приносят экономике меньше. При этом во многих случаях они могли бы быть счастливее и успешнее, если бы работали по найму.

Трудно понять, чего ждать. Организации тратят много времени на то, чтобы преподнести работу и возможную карьеру в своей компании в самом желанном и привлекательном свете. Брендинг конкретных позиций или всей компании в целом является неотъемлемой частью борьбы за лучшие кадры. Зайдите на сайт любой организации и вы увидите заверения в том, как она заботится о разнообразии, инновациях, корпоративной социальной ответственности, непрерывном обучении и гибкой корпоративной культуре. Даже тривиальные позиции подаются в самом выигрышном свете: «главный ниндзя по приоритизации», «директор по возможностям», «главный специалист по счастью», «инженер глобальной идентичности» и так далее. Независимо от вашего опыта и отрасли компании успешный процесс найма предполагает поиск подходящего человека на подходящую ему роль. Это означает, что соискатели должны хорошо понимать свои будущие обязанности. Если ожидания от позиции слишком далеки от реальности, будет довольно трудно сделать правильный выбор.

Чтобы найти действительно подходящую вам работу, необходимо четко понимать, что вы умеете делать лучше всего, какие обязанности действительно предполагает выбранная работа и переместить фокус с финансовой составляющей на другие ценности и карьерные стимулы. Кроме того, вы, скорее всего, только выиграете, если перестанете так сильно подстраиваться под обстоятельства — тогда у вас будет меньше шансов согласиться на плохую работу и мириться с плохим начальником. Важно помнить, что лишь немногие жалеют о том, что когда-то ушли с работы. Это означает, что, как правило, люди остаются на привычной работе дольше, чем стоило бы. Как сказал Гиппократ, жизнь коротка, а искусство нет. Чтобы наработать навыки и стать профессионалом в своем деле требуется много времени. Жизнь коротка, так что не бойтесь прямо сейчас выбрать путь, который вам действительно подходит.

Об авторе. Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premuzic) — главный специалист по управлению талантами в ManpowerGroup, профессор психологии бизнеса в Лондонском университетском колледже и Колумбийском университете, участник Entrepreneurial Finance Lab Гарвардского университета.