Интеллект вместо диплома
Бекки Франкевич , Томас Чаморро-ПремузикМы часто слышим, как работодатели и бизнес-лидеры жалуются на разницу между тем, чему студентов учат в университетах, и тем, что от них ожидают при приеме на работу. Этот разрыв вызывает особую тревогу, так как число выпускников университетов продолжает расти: высшее образование имеют свыше 40% людей в возрасте от 25 до 34 лет в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, и почти 50% людей того же возраста в США.
Хотя высшее образование остается явным преимуществом (последние отчеты The Economist демонстрируют, что рентабельность инвестиций молодых людей в высшее образование высока как никогда), ценность, добавляемая университетским дипломом, падает с ростом числа выпускников. Именно поэтому наличие высшего образования повышает доход более чем на 20% в странах Центральной Африки (где людей с дипломами не так много), но всего на 9% в странах Скандинавии (где университет закончили 40% взрослого населения). В то же время с распространением высшего образования рекрутеры и работодатели все чаще требуют наличия диплома независимо от его ценности для конкретной должности. Поэтому хотя высшее образование и способствует получению высокооплачиваемой работы, работодатели, которые ее предоставляют, вредят себе — и молодым людям — ограничивая круг кандидатов выпускниками вузов. В эру подрывных инноваций и непредсказуемой эволюции рынка труда все сложнее поверить, что процесс получения знаний, который исторически ассоциируется с университетами, по-прежнему отвечает нашим потребностям.
Есть несколько обусловленных данными аргументов, ставящих под сомнение реальную ценность высшего образования. Во-первых, ряд метааналитических исследований давно установил, что корреляция между уровнем образования и работоспособностью является слабой. Так, одно исследование показывает, что результаты тестов на интеллект являются гораздо более точным показателем трудового потенциала. Выбирая между кандидатом с высшим образованием и кандидатом с более высоким уровнем интеллекта, можно ожидать, что второй покажет более высокие результаты на большинстве должностей, особенно если они требуют критического мышления и умения учиться. Оценки, полученные в вузе, указывают на то, насколько усердно кандидат учился, но результаты тестов на интеллект отражают реальную способность усваивать новую информацию, рассуждать и мыслить логически.
Высшее образование также завязано на принадлежности к определенному социальному классу и способствует уменьшению социальной мобильности и усилению неравенства. Многие университеты отбирают студентов по способностям, но даже на такой отбор часто влияют переменные, которые в результате сокращают разнообразие принятых абитуриентов. Во многих странах наблюдается высокая степень ассортативности (неслучайности образования супружеских пар — прим. ред.), опирающейся на уровень дохода и принадлежность к тому или иному социальному классу. В США состоятельные люди чаще заключают браки с другими состоятельными людьми, а семьи с более высоким доходом могут позволить себе оплачивать школы, репетиторов, внешкольные занятия и другие привилегии, повышающие вероятность поступления их детей в элитный вуз. Что, в свою очередь, влияет на весь их жизненный путь, включая карьерные перспективы. Это дает явное преимущество одним и ставит в невыгодное положение других.
Часто работодатели высоко ценят университетское образование, поскольку видят в нем надежный показатель интеллектуальных способностей кандидата. Если они придают большое значение интеллекту, то почему бы не оценить его с точки зрения психологии? Такие тесты надежнее предсказывают будущие успехи кандидата на работе и меньше подвержены влиянию социоэкономических и демографических переменных.