Не будьте сверхлояльны компании | Большие Идеи

? Карьера

Не будьте
сверхлояльны компании

Разумная карьерная стратегия — работать эффективно, но без саморазрушающей преданности, сохраняя баланс между профессиональной отдачей и личной жизнью

Не будьте сверхлояльны компании
Фото: M Moser

читайте также

Интервью с Джеффом Безосом: «Главное — ввязаться в драку»

Керби Джулия,  Стюарт Томас

Время тишины

Джастин Тэлбот-Цорн,  Ли Марц

«Качество, масштабирование, инновации — ключевые принципы образовательного решения»

Как справиться с первопричиной стресса

Арт Маркман

Книга Тессы Уайт «Вся правда о карьерном успехе. О доходе, карьерном росте и власти на рабочем месте» была издана в России издательством «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ) в серии «Личная эффективность». Это перевод ее оригинального англоязычного бестселлера The Unspoken Truths for Career Success: Navigating Pay, Promotions, and Power at Work.

Тесса имеет более 25 лет опыта в сфере управления персоналом и организационного развития. Она занимала руководящие должности в компаниях из списка Fortune 50, включая UnitedHealth Group, где возглавляла проекты по трансформации HR-стратегий. Также она участвовала в подготовке компаний к IPO, слияниям и реструктуризациям. В 2020 году Тесса основала консалтинговую компанию The Job Doctor, которая специализируется на повышении эффективности сотрудников и развитии лидерских качеств в организациях.

В своей книге Уайт предлагает практические инструменты и стратегии для построения успешной карьеры и сохранения психического здоровья. «Большие идеи» представляют отрывок из книги.

Миф о лояльности компании

Миф: Компания всегда ответит вам лояльностью на лояльность.
Правда: Никогда не будьте лояльными к своей компании сверх необходимого.

Я уволила тысячи сотрудников. Я руководила десятками реструктуризаций. Я видела лица людей, которые отдали компании всего себя, а им в ответ вручили уведомление об увольнении. Видеть это было душераздирающе, но я же знаю, что задача №1 любой компании заключается в получении прибыли. Компании просто не могут не меняться и не адаптироваться к ситуации, иначе им не выжить. К сожалению, в мире не растут денежные деревья, с которых они могли бы срывать купюры, дабы всегда платить всем сотрудникам, которых им хотелось бы оставить, или реализовывать все великие идеи, которые приходят им на ум. Приходится признать: когда компании вынуждены вносить в свою деятельность необходимые коррективы, это, как правило, особенно сильно бьет по их персоналу.

Что бы ни случилось с вами: вы пострадали вследствие реорганизации, вас уволили или вам изменили должностные обязанности — в карьере каждого человека наступает момент, когда он окончательно понимает, что его отношения с работодателем, возможно, не совсем взаимны. Боль от осознания, что ваши усилия не оценили по достоинству, может быть отрезвляющей.

Мне не хочется вам все это рассказывать, и по вполне очевидной причине, ведь из дальнейшего повествования четко следует, что я была худшей матерью в мире (или, по крайней мере, так я себя чувствовала). Однажды вечером по дороге с работы домой я в приступе паники вспомнила, что сегодня день рождения моего десятилетнего сына. Я тут же позвонила в местную пекарню и попросила оставить для меня любой готовый торт, на котором можно было бы написать: «С днём рождения, Зак!» А потом заказала связку воздушных шаров, максимально большую, какую только могли подготовить за те полчаса, что мне потребовались на дорогу.

На каждом светофоре я строчила друзьям и родственникам эсэмэски с просьбой присоединиться сегодня к нашей маленькой семейной вечеринке. Потом, вдруг осознав, что у меня нет подарка, я позвонила сыну и предложила на выбор либо еще одну вечеринку с друзьями в ближайшие выходные, либо хрустящую двадцатидолларовую купюру на подарок его мечты (прекрасно понимая, что та двадцатка была не чем иным, как банальной взяткой, ибо она существенно превышала сумму, которую я обычно тратила в те времена на подарки детям на дни рождения).

Мне было ужасно стыдно, что я позволила самому важному в моей жизни человеку стать таким неважным. Помню, что в ту ночь я рухнула в постель в полном изнеможении и, прежде чем уснуть, плакала и терзалась из-за того, каким ужасным человеком я стала.

Потребовалось много лет, чтобы я поняла, что сама делаю это с собой. Это не было «ценой, которую я обязана заплатить» (как я полагала) за руководящую должность. Оглянувшись, я поняла, что многие люди, выполнявшие не менее ответственную работу, делали совсем другой выбор, и это меня здорово зацепило. В конце каждого дня я чувствовала себя как выжатый лимон. Но я просто не могла вести себя иначе. Я совершила в жизни большую ошибку, считая, что если перестану работать так много и так старательно, то моя карьера окажется под угрозой. Я думала: для того чтобы оставаться адекватным членом руководящей команды, нужно пахать как вол; я просто не имею права расслабляться.

Однажды я внимательно присмотрелась к одному из коллег, члену нашей команды. Он работал не так много, как я. Он раздражающе часто брал отпуск и проводил время со своей семьей. Он также находил время для сплочения команды в разных веселых мероприятиях (пока я пахала до упаду). И его ничуть не меньше меня вознаграждали повышениями зарплаты, должностями и расширением сферы ответственности.

Все это меня очень сильно разозлило. Но так продолжалось лишь до тех пор, пока мне в голову не пришел очевидный вопрос: а что будет, если и я стану себя так вести? И я начала следить за тем коллегой еще внимательнее. И поняла, что он сумел создать пространство для баланса. А еще он знал, выполнение каких задач принесет наилучший результат. Он четко понимал, что больше всего ценится в нашей команде, и потому правильно определял приоритеты. Он видел движущие силы нашего бизнеса. Вместо того чтобы позволять компании диктовать ему рабочий график, он довел до совершенства искусство работать умно и создавать границы, позволяющие ему не изнурять себя трудом сверх меры. Его, казалось, бесконечные запасы энергии коренились в сбалансированном подходе к жизни, и это не было случайностью. Он много работал, но при этом умел получать удовольствие от жизни.

Контраст между нами был разительным. Тот человек славился трудовым энтузиазмом и даже страстью — всегда, когда он был на работе. Это очень сильно отличалось от того существа, в которое уверенно превращалась я, — бесконечно усталого, злого и при этом все менее и менее продуктивного.

Я извлекла из того опыта два важнейших урока и в конце концов пересмотрела свою карьеру (и это был только первый из ряда пересмотров, потому что я, признаться, медленно учусь). Во-первых, я никогда больше не буду считать, что если ты вечно занят, то это автоматически значит, что ты добавляешь б?льшую ценность (это, кстати, еще один миф, который мы рассмотрим в следующей главе). Во-вторых (и я очень хочу, чтобы и вы вынесли этот урок из моей истории), я поняла, что существуют три принципа, которые напрямую связаны с удовлетворенностью работой.

  1. Никогда не будьте лояльными к компании больше, чем это логически оправдано для вас.

  2. Лояльность компании к вам зависит от ваших последних результатов, а не от того, сколько часов вы работаете.

  3. Ваша жизнь вне работы заслуживает, чтобы быть приоритетом, и всю ответственность за это несете вы.

Суть лжи о лояльности компании (будто она непременно отплатит вам той же монетой) заключается в том, что вы ожидаете получить вознаграждение за те 110% усилий, которые вкладываете в свою работу, а впоследствии обнаруживаете, что не получаете взамен ничего сколько-нибудь близкого к этому. Все это касается очень многих людей, ведь в основе этой лжи лежит тончайшая грань между хорошей работой и профессиональным выгоранием. Взаимная лояльность между вами и компанией должна иметь смысл для вас, только тогда она будет для вас выигрышной.

Сегодня все больше людей, особенно миллениалов и представителей поколения Z, приходят к более сбалансированному взгляду на лояльность. Опросы на эту тему показывают, что свыше половины миллениалов считают концепцию лояльности сотрудников своим компаниям сильно переоцененной, и это наглядно проявляется в таком показателе, как среднее время, которое они остаются на одной и той же работе. Согласно опросу, проведенному на специализированном сайте CareerBuilder, представители поколения Z в среднем задерживаются на одной работе два года и три месяца — намного меньше по сравнению со средним показателем для бумеров (восемь лет и три месяца). McKinsey & Company даже придумала для описания поколения Z термин, который, если учесть то, что мы знаем о нем, представляется мне идеальным: «молодые и беспокойные».

Я наблюдаю это на примере своей дочери — яркой представительницы поколения Z. Она работает там, где хочет. Несколько недель в Европе, несколько недель в Мексике; иногда она даже ходит в офис. Чтобы подзаработать, она основала собственный бизнес на стороне. Однажды она без малейших колебаний взяла весьма щедрый отпуск в рамках своего «неограниченного» плана оплачиваемых отпусков. И когда ее менеджер позвонил ей и назначил время для беседы, я была уверена, что ее уволят. Но вместо этого ее повысили в должности.

Дочь выбрала подходящую для нее комбинацию лояльности, и так уж получилось, что та вполне согласовывается со взглядами ее работодателя по этому вопросу. Многие наемные сотрудники испытывают потребность в более сбалансированном уравнении лояльности, но не знают, как этого добиться, не начиная с поисков новой работы. Именно об этом мы и поговорим в данной главе. Оказывается, вы можете начать исправлять перекосы в уравнении лояльности и на практике применять разные способы для нахождения свободного времени, не ставя никого в известность. У вас гораздо больше возможностей изменить эту ситуацию, чем вы, скорее всего, думаете.

Признание пробела лояльности

Всегда помните правду №1: компании существуют для того, чтобы зарабатывать деньги. Они будут делать все возможное, чтобы максимизировать свою прибыль без увеличения затрат, потому что прибыль — их главная цель. Возьмем для примера мой бизнес. Я не могу позволить себе такую роскошь, как повысить сотруднику зарплату или позволить ему работать меньше только потому, что он этого хочет. Мои решения должны в первую очередь отвечать интересам бизнеса. И если я пойду на значительные расходы, то исключительно потому, что это, по моим расчетам, принесет выгоду компании. А если выгоды нет, то мне приходится принимать совсем другое решение, хоть оно мне может крайне не нравиться.

Из-за такой динамики компании вряд ли предложат вам меньшую рабочую нагрузку. Компании изначально призваны брать все, что люди готовы им отдавать.

Менеджер, который старается выжать из своих подчиненных как можно больше, — это не плохой менеджер. Он просто неотъемлемая часть компании и делает то, подо что, так сказать, заточен. И если вы ожидаете, что компания когда-нибудь повернется к вам лицом и скажет: «А давайте-ка чуток отступим от правил. Давайте вы будете давать немного меньше, и посмотрим, что произойдёт», то знайте, что это просто не предусмотрено ее ДНК.

Мне часто приходится работать с клиентами, которых обидел работодатель. Они годами вкалывали сверхурочно, взваливая на себя работу своих коллег и продолжая отдавать компании все силы, только для того, чтобы однажды проснуться и обнаружить, что либо полностью выгорели и уже не испытывают к работе никаких позитивных чувств, либо, еще хуже, стали жертвой масштабных увольнений и пополнили армию безработных. Есть еще одна категория. Это люди, которые, как и я, все отдают и отдают — до тех пор, пока не понимают, что их лояльность не дала им психологического благополучия и что компромиссы, на которые они шли, не стоят маячащей впереди успешной карьеры.

Независимо от того, в каком лагере находитесь вы, основная причина неудовлетворенности в большинстве случаев одна и та же: мы ожидаем, что наши усилия приведут к ощущениям, результатам или вознаграждениям, адекватным нашим жертвам. Мы часто думаем, что за наше невероятное трудолюбие нас ждет соответствующая награда, что наша лояльность будет оплачена сторицей. Я не прошу вас перестать приносить эту жертву, просто делайте это осознанно, с широко открытыми глазами. Вы должны четко знать, какой окупаемости инвестиций вы ожидаете от своей лояльности, и максимально точно оценить, будет ли этот баланс справедливым и равноценным. И если это не так, нужно срочно исправлять ситуацию.

Нравится вам это или нет, но компаниям приходится действовать в своих интересах, даже если это вредит тем, кто помогает им достигать намеченных целей.

Это, безусловно, не значит, что ваши усилия никогда не будут замечены. За хорошую работу вознаграждают, и часто. Компании не настолько испорчены; по крайней мере, они стараются награждать людей за трудовые заслуги. Но зачастую это никак не связано с их лояльностью.

Пробел лояльности

Этот пробел может стать огромным потрясением для людей, которые день за днем и год за годом отдают работе все свои силы. Иногда он выражается в отвратительной «пощечине» в виде неожиданного увольнения или повышения по службе не вас, а вашего менее квалифицированного коллеги. Но чаще всего вы просто начинаете постоянно чувствовать, что сильно перерабатываете, или ощущаете признаки выгорания, понимая при этом, что компания все равно ждет от вас великих жертв. Вспомните, бывали ли у вас печальные мысли:

  • «Да разве я могу работать еще больше? Я беру на себя все больше обязанностей, а они каждый раз подбрасывают что-то еще!»

  • «Меня, по сути, наказывают за то, что я отличный работник: мне просто продолжают передавать задания других сотрудников».

  • «Они попросили меня временно взять на себя дополнительные обязанности, но теперь это постоянная часть моей работы; они просто ожидают, что я буду и дальше это делать».

  • «Перечить и отказываться не вариант. Я просто киваю и делаю свою работу: в нашей компании это единственный способ добиться успеха. Я на отличном счету, и потому меня все больше нагружают работой, так что у меня нет никакой личной жизни, то есть никакой тебе награды».

  • «Так уж тут обстоят дела. Мы все должны делать все больше и больше, и мне остается только отдавать и отдавать себя работе. Не знаю, как долго смогу это выдержать».

  • «Если я скажу своему менеджеру, что слишком много работаю и выгорел, они просто меня заменят. Уволят, да и все».

Эти знакомые многим мысли объединены одной общей темой: неудовлетворенными ожиданиями работника. Такая неудовлетворенность возникает из-за того, что усилия человека не встречают равных усилий или обязательств от другой стороны. В результате возникает эффект домино. Человек либо выгорает, либо решает уйти из компании в надежде найти траву позеленее. Закавыка в том, что на каждом следующем рабочем месте зачастую воспроизводится тот же шаблон, только с незначительными вариациями. И все это указывает на одну большую проблему, коренящуюся в ошибочной вере в то, будто за баланс вашей жизни отвечает компания, в которой вы работаете.