Мифы и реальность о работе продакт-менеджера | Большие Идеи

? Карьера

Мифы и реальность о
работе продакт-менеджера

Профессия продакт-менеджера становится все более востребованной, однако зачастую ее идеализируют, опуская повседневные реалии

Автор: Апурва Мишра

Мифы и реальность о работе продакт-менеджера
Dillon Shook / Unsplash

читайте также

Новый императив продаж

Брент Адамсон,  Гомес Кристина,  Томан Николас

Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим

Эндрю Блам

Эскалация гонки возражений

Павел Безручко

Семь возрастов руководителя

Уоррен Беннис

Продакт-менеджемент (PM) стал работой мечты для многих людей, которые трудятся в сфере высоких технологий. Кто бы не хотел получить должность, которая сулит высокие заработки (по данным Glassdoor, продакт-менеджеры являются одними из самых высокооплачиваемых специалистов в сфере информационных технологий) и дает возможность создавать продукты, оказывающие положительное влияние на миллионы потребителей? Именно поэтому советы о том, как сделать карьеру в этой области, привлекают большое внимание, особенно со стороны выпускников и тех, кто стремится сменить сферу деятельности.

Получить должность продакт-менеджера непросто. В большинстве компаний число позиций ограничено, а когда появляются новые вакансии, предложение значительно превышает спрос. Чтобы повысить свои шансы, многие соискатели следуют советам, распространяемым в социальных сетях «авторитетами в области управления продуктами».

По моему опыту, их советы часто бывают неполными и неточными и, как правило, представляют слишком гламурную картину повседневной реальности, в которой живет продакт-менеджер. Например, продакт-менеджера изображают генеральным директором, который беспрепятственно руководит группами различных специалистов и проводит большую часть своего времени за разработкой стратегии и общей концепции продукта. Этот образ не всегда соответствует действительности — и по факту не позволяет увидеть суровые реалии профессии, которая связана с сильным давлением сверху, работой в условиях неопределенности, управлением сложными взаимоотношениями между заинтересованными сторонами без больших полномочий и тесным взаимодействием с группами инженеров и разработчиков по поводу мельчайших деталей.

Как я стал продакт-менеджером

Когда в 2021 году я перешел на свою нынешнюю должность менеджера по продуктам в Amazon, я был одним из тех сторонних людей, кто поддался шумной рекламе, созданной определенными авторитетными личностями. За свою карьеру я прошел путь от разработки программного обеспечения в Индии и управления брендами в Африке до аналитического консалтинга в Amazon в США. Опыт работы в разных странах показал мне, как технологии могут действительно изменить жизнь и стать инструментом самореализации. Я решил, что переход на должность продакт-менеджера — это мой шанс сделать что-то реально стоящее.

Было нелегко. Поскольку в моем резюме еще не фигурировало должности продакт-менеджера, было трудно привлечь к себе внимание в конкурентной среде. В конце концов, именно моя настойчивость в формировании полезных профессиональных знакомств и подчеркивание своих полезных навыков принесли свои плоды. Сегодня я занимаю должность продакт-менеджера и отвечаю за два продукта: один связан с рекламой, а другой — с биллингом и автоматизацией процессов для создателей подкастов и рекламодателей. Но когда я только начинал работать, то быстро понял, что реалии сильно отличаются от того, о чем так много пишут в интернете.

Как и все, я много читал о роли продакт-менеджера в социальных сетях, прежде чем решился на этот шаг. Лидеры мнений говорили о том, что жизнь продакта — это мечта: вы, по сути, «генеральный директор продукта», как выразился Бен Хоровиц, известный предприниматель и венчурный инвестор из Кремниевой долины.

С тех пор как я вступил в должность, то убедился, что его утверждение верно лишь отчасти. У продакт-менеджеров ограниченные полномочия по отношению к любым группам специалистов, занимающимся разработкой, дизайном продукта, поддержкой клиентов и другими важными вопросами, которые отвечают за успешную разработку и запуск продукта или его отдельные функции. Но продакт-менеджеры отвечают за конечное выполнение поставленной задачи — и должны быть готовы взять на себя ответственность, если что-то пойдет не так.

Кросс-функциональное взаимодействие — то есть работа в качестве того, кто наводит мосты между несколькими группами специалистов, чтобы сделать продукт успешным, — часто называют «главным преимуществом» руководителя. Вот что отмечает Кейси Хобсон, директор платформы продуктов компании Solifi: «Успешный запуск новых продуктов и функциональных возможностей зависит от уровня взаимозависимости команд специалистов вашей организации. Поэтому установление прочных отношений с этими группами необходимо для сотрудничества и обеспечения того, чтобы все работали над достижением одних и тех же целей».

Совет хороший, но его часто неверно истолковывают и думают, что руководитель должен упорно работать над тем, чтобы нравиться и вызывать восхищение у всех заинтересованных сторон, с которыми работает. Вооружившись этим советом, я поначалу сосредоточился на том, чтобы нравиться всем, пока мой руководитель не напомнил мне, что качество продукции и потребности клиентов должны превалировать над отношениями внутри компании. Как сказала Маргарет Тэтчер: «Если вы поставите перед собой цель понравиться, то вам придется пойти на компромисс по любому поводу в любое время — и в результате ничего не добьетесь».

Еще один совет от лидера мнений — важность понимания и использования таких систем, как RICE или RACI. Я пытался продемонстрировать свое знание этих инструментов на собеседованиях и в начале своей карьеры продакт-менеджера, думая, что они являются ключом к успеху. Но быстро понял, что принудительное применение этих инструментов вместо глубокого понимания потребностей клиента и целостного видения бизнеса приводит к неправильной расстановке приоритетов.

Возвращение в реальный мир

Хотя советы влиятельных людей в отрасли не так уж и плохи, они часто упускают из виду реалии и нюансы роли продакт-менеджера. Продвигаясь по карьерной лестнице, я понял, что для успешного управления продуктами требуется сочетание технических навыков, опыта работы в конкретной предметной области, участливого отношения к клиентам и умения ориентироваться в сложной динамике своей организации.

Вот что часто упускают из виду

Инструментарий и концептуальные схемы — это вспомогательные средства, они не заменят основную деятельность: существует множество систем расстановки приоритетов, таких как Jobs to be Done (JTBD или работа, которую надо выполнить), RICE scoring и CIRCLEs, которые постоянно рекламируют авторитетные специалисты. Хотя эти системы нужно знать, важно также понимать, что на работе никого не волнует, какую именно систему вы используете. Настоящая работа продакт-менеджера заключается в определении потребностей клиентов, которые нужно удовлетворить с помощью исследований, координирования задач и использования определенных инструментов для проверки гипотез и предположений. Никакой инструментарий не заменит времени, потраченного на интервью с клиентами, опросы, вторичные исследования и изучение внутренних документов по продукту и его ограничений.

Знание предметной области — самая важная черта хорошего специалиста: лучшие продакт-менеджеры живут и дышат своей работой. Они следят за тенденциями в отрасли, читают новейшие статьи, публикации и постоянно учатся, чтобы реализовывать актуальные стратегические планы развития продукта.

Навыки работы в B2B и B2C различаются: многие советы, которые дают в соцсетях, позиционируются как общие, применимые ко всем областям. Но как человек, работавший и с B2B, и с коллегами из B2C-сектора, я понял, что методы исследования пользователей, определения приоритетов и тестирования продуктов сильно отличаются в этих двух группах. В категориях B2B проще напрямую общаться с клиентами, поэтому навыки интервьюирования и налаживания контактов становятся для продакт-менеджера крайне важными для понимания потребностей пользователей и определения приоритетов функций продукта. В B2C больше полагаются на аналитику данных, поскольку клиентская база очень разнородная. Это означает, что продакт-менеджеры должны быть готовы уделить время анализу данных, а не только проводить интервью с пользователями. Специалисты по управлению проектами в сфере B2C должны обладать развитыми аналитическими способностями и уметь составлять запросы к базам данных с помощью таких инструментов, как SQL, чтобы извлечь ценные сведения.

Глубокое понимание технической архитектуры имеет решающее значение для построения доверительных отношений с инженерами: работа в тесном контакте с группами инженеров требует от продакт-менеджера глубокого понимания технических понятий и способности обсуждать компромиссные варианты, не уходя от решения сложных вопросов. (У меня есть инженерное образование, и бывают дни, когда без него я не смог бы выполнить свою работу.) Такое сотрудничество укрепляет доверие к команде инженеров — вашему самому важному партнеру.

Понимание принципов и нюансов проектирования очень важно для работы с разработчиками: понимание основных принципов проектирования и прототипирования позволяет менеджерам лучше доносить свое видение продукта и способствовать более эффективному сотрудничеству с разработчиками, особенно в сложных проектах. Такие инструменты, как Balsamiq и Figma, могут стать ценными помощниками.

Выдающиеся навыки письменной речи — ключ к слаженной работе с заинтересованными сторонами: основная обязанность продакт-менеджера — продвижение концепции продукта в организации. Четкие, лаконичные, фактологические технические задания, такие как PRD (документы с требованиями к продукту), имеют решающее значение для формулирования задачи, поиска решения, определения показателей успешности продукта и плана выхода на рынок.

Полное погружение в данные и «работа ручками» крайне важны для получения реально полезной информации: в нашем мире, где уже правит искусственный интеллект и машинное обучение, навыки работы с данными являются обязательным условием. Специалисты по управлению продуктом должны владеть языком SQL, чтобы проводить разведочный анализ статистики и принимать решения на основе данных, особенно в продуктах B2C, где данные зачастую показывают потребности клиентов.

Разношерстные потребности заинтересованных сторон должны быть соразмерными с приоритетами продукта: один из ключевых навыков, который активно пропагандируется в социальных сетях, — это умение наладить межфункциональное взаимодействие. Однако это не означает, что все должны быть довольны, чего бы это ни стоило. Хороший продакт-менеджер должен, прежде всего, отталкиваться от потребностей клиента, а затем сосредоточиться на качестве и скорости развития продукта. Что означает — нужно чаще говорить «нет», чем «да», когда речь идет о функциях, которые не соответствуют вашему продукту и целям.

Влияние без полномочий — это не то же самое, что быть генеральным директором: в отличие от главы компании, продакт-менеджер не имеет прямой власти над командами. Завоевание уважения благодаря обширному опыту и непосредственному участию в процессе — ключ к сплочению команды.

Эффективная организация рабочего времени предотвращает выгорание: по мере того как вы глубже погружаетесь в управление продуктом и берете на себя все больше обязанностей, определение приоритетности возможных перспектив, их соответствия целям продукта и своей карьеры, становится решающим фактором для предотвращения выгорания и поддержания качественного результата. В вашем календаре появится больше заявок на встречи, чем рабочих часов в неделю. Поэтому нужно беречь свое время, чтобы иметь возможность выкроить его часть для написания технических заданий и проведения исследований клиентов — того, что приносит хлеб с маслом в этой профессии.

Итог

Несмотря на то, что лидеры мнений предлагают ценные идеи, начинающие продакт-менеджеры должны быть осторожны и не принимать их советы за неоспоримую истину. Эта профессия требует широкого спектра навыков и умений, не ограничивающегося концептуальными схемами и приветливостью в общении с различными специалистами.

Как я убедился на собственном опыте, советы влиятельных людей могут упускать из виду повседневные реалии, фокусируясь на гламурных аспектах профессии и забывая о критическом мышлении и упорном труде. Охватывая всю сферу управления продуктами — от сильной технической составляющей до влиятельного лидерства, — начинающие специалисты могут подготовить себя к реальному, значимому успеху в этой динамично развивающейся области.