Сила мягких навыков
Денис Конанчук , Арина ФурсоваВ бизнес-среде существует поговорка: «Сотрудников нанимают за их жесткие навыки, а увольняют — за мягкие». И в этой фразе большая доля правды.
Профессиональные жесткие навыки (hard skills) ориентированы на конкретную деятельность — например, финансист должен уметь прогнозировать денежные потоки, а маркетолог — грамотно планировать рекламную кампанию. Мягкие навыки (soft skills) связаны с личной эффективностью и взаимодействием с другими людьми, они мало зависят от рабочей специфики, но помогают строить карьеру в разных сферах. Если коротко, то именно мягкие навыки отличают хорошего профессионала от идеального. От специалиста с глубокими техническими знаниями мало толку, если он срывает сроки, конфликтует с коллективом и не умеет презентовать результаты работы.
О важности мягких навыков для успешной карьеры говорят уже более ста лет. Фонд Карнеги еще в 1918 году провел исследование (A Study of Engineering Education by Charles Riborg Mann, The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1918 г.) и показал, что успешность работы инженерных кадров на 85% зависит от хорошо развитых «общечеловеческих» навыков и лишь на 15% — от технических. Более поздние изыскания подтверждают эти данные. Например, исследование Мичиганского университета 2017 года говорит о том, что обучение мягким навыкам приводит к росту производительности сотрудников на 12%. А в отчете Korn Ferry Institute 2018 года сделан вывод, что лидеры с развитым эмоциональным интеллектом повышают результативность работы своей команды на 30%.
ИДЕЯ КОРОТКО
Проблема
За время пандемии список самых востребованных мягких навыков заметно изменился. В частности, к нему добавились экзистенциальные навыки — способность ставить цели и достигать их, познание самого себя, саморазвитие, а также умение ориентироваться в цифровом мире.
Решение
Для обучения менеджеров уже недостаточно передавать им новые знания и тренировать навыки. Неотъемлемой составляющей практически любой учебной программы становятся треки лидерства и личностного развития. Здесь учащиеся работают с представлениями о себе и своих возможностях, анализируют цели, пытаются понять свой стиль обучения и управления.
Каждый год авторитетные исследовательские организации публикуют топ-листы самых востребованных мягких навыков, которые помогают людям быть успешными в меняющемся мире. Наиболее популярные версии предлагают LinkedIn и Всемирный экономический форум. Как правило, все эти списки несильно меняются со временем и во многом дублируют друг друга. Чаще всего в них упоминаются умение работать в команде, лидерство, личная эффективность, креативность, критическое мышление.
Однако пандемия коронавируса внесла в эти списки свои коррективы. Мир кардинально изменился, привычные схемы работы больше не применимы, будущее стало предельно непредсказуемым. Руководители и сотрудники компаний начали искать точку опоры внутри себя. Во время локдауна у людей появилось время, чтобы подумать о себе, своей работе и жизни в целом. В итоге исследователи пересмотрели топ-листы мягких навыков и по-новому расставили приоритеты. Когда-то на первом плане были когнитивные и социальные навыки, позже к ним добавились цифровые, но сейчас появились те, которых раньше в топ-10 не было, — самопознание и саморазвитие.
За время пандемии исследователи также предприняли попытку уточнить само понятие мягких навыков. За долгие годы дискуссий профессиональному сообществу так и не удалось создать единую классификацию, в итоге к мягким навыкам стали относить все подряд. По сути, термин soft skills превратился в набор не связанных друг с другом способностей, умений и качеств, выходящих за границы профессионально-технических операций. Мы проанализировали доступные источники и насчитали более 100 различных наименований, начиная от умения выступать на публике и заканчивая эмоциональным интеллектом. Лишь в 2021 году отдельные исследовательские группы попробовали системно изложить видение мягких навыков и дать свой прогноз относительно их развития в будущем, в том числе после пандемии. Именно этому будет посвящен наш дальнейший анализ.
НАВЫКИ ДЛЯ ЖИЗНИ
Тот факт, что общечеловеческие навыки дополняют профессиональные, эксперты выяснили более ста лет назад, однако сам термин soft skills появился в конце 1960-х годов в американской армии. Так стали называть любой навык, который не нужен для использования техники, но помогает управлять командами, мотивировать солдат и побеждать в сражениях. Речь шла о социальных навыках, и в 1968 году армия США официально представила учебную доктрину, известную как «Системная инженерия обучения», а с 1972-го «мягкие навыки» стали широко использоваться в учебных инструкциях.
Со временем soft skills начали учитывать при подготовке менеджеров, и их развитие вошло в учебные планы ведущих бизнес-школ и корпоративных университетов по всему миру. Базовые дисциплины программы MBA (маркетинг, стратегия, финансы и т. д.) были дополнены курсами по лидерству, переговорам, коммуникациям, работе в команде. С каждым годом значимость мягких навыков в управленческой деятельности увеличивается, так как они позволяют менеджеру быть эффективным в разных бизнесах и культурах, быстро адаптироваться при переходе в новую компанию или отрасль, переезде в другую страну.
Бум новых технологий в конце XX и начале XXI века поднял значимость мягких навыков на новый уровень. Автоматизация и роботизация изменили рынок труда, машины и компьютерные программы начали выполнять рутинные операции и, по сути, конкурировать с разными группами профессионалов. Смена технологических укладов происходила и раньше, но скорость изменений резко возросла, и это привело к резкой трансформации бизнес-моделей компаний и задач, стоящих перед менеджментом.
Распространение цифровых технологий поставило вопрос о «мягких навыках будущего» — в чем человек сможет превосходить алгоритмы и роботов, что будет его конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе?
Ответ на этот вопрос дали старшие партнеры McKinsey Мартин Дьюхерст и Пол Виллмотт в 2014 году в статье «Менеджер и машина: новая формула лидерства». Они выделили шесть мягких навыков, которые всегда будут обеспечивать неоспоримое преимущество человека перед искусственным интеллектом:
• Постановка вопросов
• Работа с исключениями
• Работа с неопределенностью
• Лидерство и мотивация окружающих
• Воля
• Энергия
В последнее десятилетие масштабные статистические исследования мягких навыков проводят исследовательские группы по всему миру. Ежегодные прогнозы, какие навыки станут самыми востребованными в будущем, публикуют Всемирный экономический форум, LinkedIn, консалтинговые компании BCG, McKinsey Global Institute и проч. В России этим занимаются Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково», в частности, разработавшие «Атлас новых профессий».
Исследования мягких навыков будущего базируются на разных методологических подходах. Так, работа АСИ и «Сколково» построена на опросе большого количества людей: 2,5 тыс. экспертов из 27 отраслей поделились своим видением развития отдельных секторов экономики, на основе этих данных авторы сделали прогнозы самых важных навыков и компетенций для следующего технологического уклада. Исследователи из McKinsey Global Institute анализируют производственные цепочки и рассматривают, какие операции могут быть заменены роботами и компьютерными программами уже сегодня, а Всемирный экономический форум основывает свои выводы на опросе 300 СЕО крупнейших мировых корпораций.
С одной стороны, авторы этих исследований пытаются описать будущее и определить, какие навыки позволят менеджеру оставаться успешным в новых условиях. С другой — само понятие мягких навыков и границы между ними оказались слишком размытыми. Расширенные списки включали в себя огромное количество разных качеств и умений, которые сложно классифицировать.
В 2021 году был сделан важный шаг к систематизации мягких навыков. McKinsey Global Institute опросил 18 тыс. респондентов в 15 странах и разделил все мягкие навыки на четыре большие категории.
1. Когнитивные навыки: критическое мышление, коммуникация, ментальная гибкость, способность планировать свою работу.
2. Навыки межличностного взаимодействия: эффективная работа в команде, организационная мобильность, способность выстраивать отношения.
3. Цифровые навыки: цифровая грамотность («цифровое гражданство»), использование и разработка цифровых решений, общее понимание работы цифровых систем.
4. Лидерство и личностное развитие: осознанность и способность управлять собой, предпринимательство, достижение целей.
Каждая категория включает в себя конкретные навыки, определяющие профиль и способности человека, всего их получилось 56.
В работе McKinsey Global Institute, как во многих других исследованиях, неизменно повторяются две категории: «когнитивные навыки» и «навыки межличностного взаимодействия». Однако появились и две новые категории, которым раньше уделяли гораздо меньше внимания: «цифровые навыки» и «личностное развитие». Их выделение в отдельную группу во многом стало результатом пандемии, и на этом стоит остановиться отдельно.
ПАНДЕМИЯ КАК УЧИТЕЛЬ
Пандемия привела к росту сложности и неопределенности во всех сферах. Мы столкнулись с глобальным кризисом, источником и одновременно главной мишенью которого стал человек. В отличие от предыдущих масштабных катаклизмов (техногенных катастроф и мировых финансовых кризисов), COVID-19 в считанные дни изменил и нашу профессиональную деятельность, и жизнь в целом. Это сказалось на смене приоритетов в мягких навыках.