Антрепренер и его команда-2: кто он, настоящий предприниматель? | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Антрепренер и его команда-2: кто он,
настоящий предприниматель?

Мое устоявшееся убеждение — антрепренерами рождаются.

Автор: Александр Галицкий

читайте также

5 приемов для грамотного руководства командой

Джин ДеВитт

HBR — 10 лет в России: цитаты и афоризмы

Уроки стойкости: какими теперь будут офисы и почему все устали от кризиса

За любой резкой сменой стратегии должна стоять история

В прошлый раз , рассказывая о создании команды предпринимательского проекта, я остановился на том, как определить, что перед вами — настоящий антрепренер. Способность завершить задуманное отличает хорошего антрепренера от плохого. Прилагается приблизительный перечень качеств, которыми, по моему мнению, в той или иной мере должен обладать Антрепренер:

• Он должен быть уверен в себе и знать, что он делает: “I can do it… and he will do it”.

• Он должен быть харизматичен и вести за собой других.

• Он должен быть полон энергии, и эта энергия должна передаваться членам его команды.

• Он должен быть чертовски амбициозным!

• Он должен быть просто помешан на работе... По-хорошему, конечно.

• Он должен быть требовательным, торопливым и нетерпеливым — как к себе, так и окружающим.

А вот еще несколько качеств, которые на первый могут показаться скорее отрицательными, — но это на самом деле тоже достоинства антрепренера:

• Он должен быть самонадеянным и демонстрировать абсолютную веру в успех, а главное, давать своей команде уверенность в том, что его (а лучше их общее) видение осуществимо.

• Он должен обладать способностью манипулировать людьми для достижения бизнес-целей (это неприятно, но выживать-то нужно), но, конечно, не в своих собственных, личных интересах.

• Он должен жить новыми идеями («генерить» свои и быть открытым к чужим). Новые идеи должны из него буквально сыпаться, пусть даже они появляются еще до окончательной реализации старых задумок и поэтому играют отчасти деструктивную роль. Но это качество позволяет поддерживать динамизм и творческий настрой в компании и ее бизнесе. Замечание: Как я уже писал в своих предыдущих блогах, успеха достигают те люди которые постоянно обсуждают идеи и пути их реализации.

Мое устоявшееся убеждение — антрепренерами рождаются, так как почти невозможно «научиться» всем вышеперечисленным качествам. Да, можно постигнуть какие-то азы, но в МВА-школах обычно учат «администрированию» сложившегося бизнеса. И поэтому компанией «Билайн» может управлять успешный менеджер из FMCG-компании Mars. Да и в российском Microsoft сегодня сможет руководить управленец, прошедший школу в рознично-ориентированной организации вроде Mars. Но для старта новой компании необходим природный авантюризм и способность к самопожертвованию ради реализации своей идеи. И придется принести в жертву многое в личной жизни, иногда такой уютной…

Меня часто спрашивают: а есть ли они, хай-тек антрепренеры или, другими словами, инновационные предприниматели — в России? Или их нужно импортировать? Я много спорю с западными коллегами, доказывая, что Россия — страна антрепренеров, и даже советские времена не истребили предпринимательского начала во многих из нас, наследников народов, выживших на бескрайней территории бывшей Российской Империи. Антрепренера можно угадать по глазам. Так меня когда-то «вычислил» мой босс Г.Я. Гуськов. Так поступаю сегодня и я. Так поступают и другие. Потому что успех любого проекта, будь то проект-страна или проект-компания, во многом зависит от Лидера.

Я помню, как с тем же Сергеем Белоусовым из Parallels мы в январе 2005 года ходили по самым крупным венчурным компаниям Силиконовой Долины. Все они разделяют традиционное мнение, что практически невозможно найти хорошего СЕО — выходца из страны с социалистической плановой экономикой. Они мне говорили как своему старому знакомому и человеку, который «открывал двери» для нового проекта: «Саша, компания классная, да и Сергей неплох, но СЕО нужно менять»... Я спорил с ними, а Сергей занял абсолютно правильную позицию: взять нового СЕО, но выбирать его должны не инвесторы, а прежде всего он сам. Дэвид Ковэн (David Covan) из Bessemer Ventures уже тогда сказал: «Сергей — уникальный антрепренер, таких мало и в США». Но самое главное — что сегодня даже те, кто тогда сомневался, считают его гениальным антрепренером и СЕО. И я надеюсь, что у Сергея хватит энергии и желания довести задуманное до логического завершения.

Как бы там ни было, я встречаю в России все больше и больше предпринимателей с теми же качествами, что у Сергея, и от этого моя вера в инновационное будущее России укрепляется.

И напоследок: мы говорили о том, из каких людей складывается команда антрепренера. Было бы несправедливо обойти вниманием еще одну фигуру (или фигуры). Их называют менторами, наставниками. Я, выросший в спортивной среде, четко усвоил, насколько важна и полезна работа тренера. В моей жизни их был целый ряд, известных и совсем не известных людей. Но каждый, осознано или нет, дал мне часть своего опыта и знаний. Я всегда советую антрепренерам определиться с их «тренером», т.к. в современном бизнесе, как и в современном спорте, невозможно добиться больших успехов без тренера или целой команды поддержки. «Тренер» отличается от консультанта тем, что он начинает жить интересами антрепренера и его бизнеса, и его интерес в «тренерской» деятельности — не столько в материальном вознаграждении, сколько в успехе его «подопечных»...

Для каждого этапа бизнеса может понадобиться свой «тренер», но об этом поговорим как-нибудь потом.