Польза одиночества | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Польза одиночества

Пять советов для тех, кто хочет быть внимательным

Автор: Майк Эрвин

Польза одиночества
unsplash.com/@tianshu

читайте также

Как сделать сотрудников совладельцами вашего бизнеса

Джон Кейс

Как снять блок с командной работы

Франческа Джино

Быстрое введение в agile

Шесть советов для эффективных совещаний

Эллисон Шапира

«Всегда помни: сосредоточенность определяет реальность» — такой совет дает в «Звездных войнах» Энакину Скайуокеру магистр-джедай Квай-Гон Джинн. В сегодняшней изобилующей отвлекающими факторами трудовой жизни всем нам не помешает прислушаться к этому напутствию.

Несомненно, технологии положили начало прогрессу в миллионах областей. Однако они же способствовали формированию рабочих условий, в которых на людей обрушивается беспрестанный поток электронных писем, встреч и отвлекающих факторов. В 2010 Эрик Шмидт, на тот момент занимавший пост генерального директора Google, поделился с миром своими опасениями: «Каждые два дня мы генерируем объем информации, эквивалентный созданному с начала времен до 2003 года. Большую часть времени я считаю, что мир не готов к технологической революции, которая вот-вот должна произойти». Способны ли мы справиться с массивом данных, стимулов и разнообразных отвлекающих факторов, с которыми нам приходится сталкиваться ежедневно?

Во многих научных работах особо выделяется проблема стремительного натиска информации. По данным исследования, проводившегося сотрудниками Лондонского университета, во время одновременного выполнения нескольких действий наш уровень IQ может снижаться на 5-15 пунктов. В своей книге «Мозг. Инструкция по применению» Дэвид Рок поясняет, что в ситуации, когда работник концентрируется сразу на двух умственных задачах, показатели его эффективности могут снизиться вплоть до 50%. А исследования под руководством легендарного профессора Клиффорда Насса из Стэнфорда, позволили прийти к выводу, что отвлекающие факторы ограничивают способность мозга отсеивать не относящуюся к делу информацию из кратковременной памяти.

Не существует магического средства, способного решить все сложные проблемы, вызванные наступлением информационной эпохи. Однако есть несколько неплохих отправных точек. Одна из них весьма парадоксальна: одиночество. Чтобы сохранить концентрацию, необходимо обладать выдержкой, позволяющей отстраниться от шума окружающего мира. Это умение становится еще важнее в условиях чрезвычайно политизированного общества, постоянно провоцирующего в нас эмоциональные реакции, что, в свою очередь, усугубляет когнитивные эффекты отвлекающих факторов. В нашей книге «Для начала научитесь управлять собой» мы с Рэем Кетлиджем даем следующее определение одиночества: это состояние, условия, в которых человек может сконцентрироваться на своих мыслях, ни на что не отвлекаясь — и в которых его сознание может самостоятельно решить стоящую перед ним проблему.

В современном мире умение сконцентрироваться стало конкурентным преимуществом. Ниже — несколько советов, как сохранить концентрацию на работе.

Выделите в своем графике время на пребывание в одиночестве. Воспринимайте это пункт так же, как любое совещанию или встречу. Если вы не впишете одиночество в свое расписание и не будете серьезно к нему относиться, что-то обязательно будет вам мешать. Необязательно быть Генри Дэвидом Торо, но 15-минутные перерывы, проведенные в одиночестве, чрезвычайно эффективны. Если весь день сидеть на совещаниях и отвечать на письма, мозгу не хватит ресурсов для активной мыслительной работы, необходимой для принятия успешных решений и проявления лидерских качеств.

Проанализируйте, на что лучше всего тратить время. В графике у большинства из нас есть встречи, которые можно позволить себе пропустить. Кроме того, почти никто не использует свою энергию по максимуму, потому что у нас нет специально выделенного времени на то, чтобы обдумать свои приоритеты, чтобы потом неукоснительно их придерживаться.

Ограничьте отвлекающие факторы. Социальные сети, YouTube и прочие бесчисленные возможности, предоставляемые нам интернетом, постоянно где-то рядом. Они заставляют нас кликать на ссылки, перенаправляющие на очередное пятиминутное видео или статью. Определите, каким образом интернет овладевает вашим вниманием, и начните активную борьбу, выйдя из своих аккаунтов в социальных сетях и заблокировав определенные сайты на время рабочего дня — в особенности те из них, на которые вы заходите, чтобы ненадолго отвлечься, когда «надо как-то убить 10 минут».

Не позволяйте вашей загруженности помешать вам узнать, как стать менее загруженным. Одна из основных проблем, мешающих нам сосредоточиться, заключается в том, что мы перегружаем свой график договоренностями и последовательно отдаем предпочтение насущным делам, а не важным задачам. Развитие лидерских навыков и возможности для обучения должны повысить вашу способность лучше разбираться в себе, анализировать свои действия и совершенствоваться как специалисту. Не давайте темпу работы вставать на пути реализации отличных возможностей для развития (поступайте так время от времени).

Составьте список вещей, которые нужно «перестать делать». В сутках всего 24 часа. По мере увеличения списка необходимых дел вы не сможете совмещать все больше и больше задач. Одиночество дает вам пространство для размышлений о том, как продуктивнее потратить время. Это обеспечивает необходимую ясность, помогающую решить, на какие встречи можно перестать ходить, из каких комитетов следует выйти, а также от каких приглашений лучше вежливо отказаться. Примерно то же Джим Коллинз, автор книги «От хорошего к великому», советует делать вот уже много лет.

Объем коммуникаций и безграничный доступ к информации и другим людям невероятно усложнил задачу достичь концентрации. Но несмотря на современные реалии одно утверждение по-прежнему правдиво: возможности сконцентрироваться никуда не делись. Однако мы должны узнать их и поверить, что преимущества от концентрации внимания для вашей карьеры и карьеры всех членов вашей команды стоят того, чтобы сделать ее жизненным приоритетом. Другими словами, перед тем, как руководить другими, сначала научитесь управлять собой.

Об авторе. Мартин Эрвин — соавтор книги «Для начала научитесь управлять собой: как развить лидерские навыки через одиночество», генеральный директор Центра характера и лидерства, президент «The Positivity Project», подполковник запаса и преподаватель лидерства и психологии в Военной Академии США (Вест-пойнт).