«На вас не та рубашка»: как нельзя и как можно разговаривать с сотрудниками об их одежде | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«На вас не та рубашка»: как нельзя и как можно разговаривать с сотрудниками об
их одежде

Что сотрудники компании должны знать о своем внешнем виде

Автор: Эми Галло

«На вас не та рубашка»: как нельзя и как можно разговаривать с сотрудниками об их одежде

читайте также

5 вопросов, которые следует задать себе, прежде чем сменить работу

Джон Балдони

Поделитесь харизмой

Гусинская Ирина

Дело плохо: что предпринять, если руководство вынуждает поступать неправильно или противозаконно

Джозеф Бадаракко

Пенсионер поневоле

Ирина Пешкова

Успех на работе зависит от внешнего облика человека. Неряшливый вид или вызывающая одежда вряд ли помогут завоевать уважение коллег и клиентов. Но как завести разговор на такую деликатную тему? И как тактичнее сделать замечание, чтобы оно помогло сотрудникам, а не смутило их?

Что говорят специалисты

Было бы хорошо, если бы внешний вид абсолютно ни на что не влиял, но так не бывает. «Приятная внешность и умение преподнести свою работу не менее важны, чем ее содержание», — говорит Эми Джен Су, соучредитель компании Paravis Partners, которая занимается обучением и консультированием руководителей, и автор книги «Как завладеть аудиторией». Печально, когда человек хорошо работает, но не добивается успеха из-за неумения правильно себя преподнести. Однако вести разговор с сотрудником о внешнем виде сложно, полагает Джозеф Гренни, соавтор книги «Трудные диалоги» и соучредитель компании VitalSmarts. Обсуждать эту тему всегда неприятно и неловко. Вот несколько советов, которые помогут в разговоре по такому щекотливому поводу.

Сомневаться — полезно

Не спешите, подумайте, а в чем, собственно, проблема? Если одежда мешает вам серьезно воспринимать сотрудника — это одно дело. А если она вам просто не нравится, то совсем другое. «Не переводите свои личные предпочтения в ранг требований», — предупреждает Гренни. Может, вы думаете, что мужчины должны ходить на работу если уж не в костюме, то в рубашке с воротником button-down и слаксах. Но разве это необходимо для успеха? Подумайте, к чему может привести такое пристрастное отношение к одежде. Эми Джен Су советует найти конкретные доказательства того, что внешний вид человека мешает его успеху. Стиль вашего сотрудника нарушает принятый в компании дресс-код? Одежда человека отвлекала внимание аудитории от содержания его выступления? Вы получали отрицательные отзывы от своих ключевых партнеров, клиентов или высшего руководства?

Победите свою неловкость

Если вы решили, что нужно поговорить с подчиненным об одежде, не настраивайте себя на трудный разговор. «Неловкость в такой ситуации — вполне естественное чувство, — говорит Су, — но помните, что вы здесь ни при чем. «Дело в самом человеке и в том, что вы как начальник должны помочь ему стать успешным», — добавляет она. Будьте готовы к противостоянию, защитной реакции или «оскорбленным чувствам», хотя на самом деле все может быть совсем не так. «Многие люди нормально реагировали на такие замечания и даже благодарили за них», — продолжает Су. С ней согласен Гренни: «Одежда и внешний вид — это “территория непознанного”». «Вообще советы по поводу внешности бестактны, но многих людей это не задевает, — говорит он. — Возможно, сотрудники просто не знают о дресс-коде, принятом в организации».

Подготовьтесь к разговору

Гренни придает важное значение подготовке к разговору. Подумайте, как построить диалог. Сосредоточьтесь на том, что вы желаете успеха вашему собеседнику. Придайте разговору деловой тон. «Не стройте общение на противопоставлении правильно — неправильно, хорошо — плохо, прилично — неприлично», — убеждает Гренни. Наоборот, скажите, как внешний вид поможет улучшить отношения с коллегами как внутри компании, так и за ее пределами. Есть смысл проконсультироваться с отделом по работе с персоналом, чтобы избежать возможных правовых проблем. «Нужно заранее обезопасить себя от претензий со стороны кадровиков и не говорить ничего оскорбительного», — предупреждает Су.

Не ходите вокруг да около

В ходе разговора «выражайте свои мысли прямо, без недомолвок и приукрашивания, не боясь нанести обиду», советует Гренни. Говорите все, что считаете нужным. Примерно так, как предлагает Су: «Я хочу, чтобы ваш внешний вид соответствовал вам как профессионалу». Цель — «стать более заметным, влиятельным и обаятельным». Приведите примеры того, как ухоженная внешность повышает доходы сотрудника и способствует успеху в работе в целом.

Признайтесь в своей неправоте

У вас нет четко установленного дресс-кода? Тогда такую ситуацию вы отчасти создали сами. «Нельзя переносить вину на других, если заранее не определились с требованиями. Тут можно столкнуться с конфликтом правового характера», — говорит Гренни. Можно сказать следующее: «У меня, как у руководителя, были определенные ожидания, которые я не озвучил. Признаю свою вину».

Давайте конкретные советы

Нельзя на ходу бросить фразу: «На вас не та рубашка». Это воспринимается как несправедливый выпад и не решает проблему. Су предлагает говорить о внешнем виде как о «визитной карточке» и не переходить на личности. Дайте конкретный совет, повторив требования, которым надо соответствовать. Например, можно выразиться так: «Лучше придерживаться строгого стиля, чем носить слишком короткую и обтягивающую одежду».

Прислушайтесь

Если внешний вид сотрудника не меняется с годами — это отражение других проблем. Не надо произносить длинный монолог, дайте человеку возможность поделиться своими мыслями и ощущениями. «Если кто-то действительно выглядит неопрятно, узнайте, что происходит. Пусть это будет диалог. Проявите гуманность», — советует Су. Возможно, происходит то, о чем вы не подозреваете.

Дайте простор самовыражению

Если в вашей компании не требуется носить форменную одежду, четко объясните сотрудникам, что они могут носить то, что им удобно и соответствует их индивидуальности, но соблюдать при этом нормы, принятые в компании. «Не нужно добиваться от сотрудников стопроцентного выполнения требований и потери своей самобытности. Нужно, чтобы они соблюдали дресс-код, но при этом не забывали о своих предпочтениях», — говорит Су.

Не делайте из мухи слона

В завершение разговора стоит еще раз повторить, ради чего он затевался. Например: «Мы обсуждаем только внешний вид, это не имеет ничего общего с вашими показателями и моим желанием работать с вами». Завершайте разговор на позитивной ноте. Гренни добавляет: «Не уделяйте этой теме больше внимания, чем она этого заслуживает». Это не значит, что к ней не нужно возвращаться. На самом деле неплохо через несколько дней узнать, есть ли у сотрудника вопросы. А заметив положительные изменения во внешнем виде, не забудьте сделать комплимент.

Четче объясняйте правила

«Час обучения экономит месяцы разговоров», — говорит Гренни. Если вы слишком долго и часто обсуждаете то, во что одеты ваши люди, значит, стоит включить в должностные обязанности требования к внешнему виду. Не нужно долго и много говорить. Даже пять минут, посвященных описанию дресс-кода, позволят избежать проблем в будущем и помогут новым сотрудникам быстрее освоиться в компании.

Принципы, о которых следует помнить

Следует:

  • Подготовиться к разговору, придав ему деловой тон.
  • Делать упор на том, как приятный внешний вид связан с успехом.
  • Брать на себя ответственность за несвоевременное информирование о своих требованиях.

Не следует:

  • Позволять личным предпочтениям влиять на стиль одежды сотрудников.
  • Показывать, что эта тема вызывает у вас неловкость или придавать ей больше внимания, чем следует.
  • Пытаться смягчить удар, боясь обидеть человека, говорите прямо и честно.

Пример №1: принимаю вину на себя

В те времена, когда Брайан Клейтон, руководитель GreenPal, сервиса по уходу за газонами, занимался ландшафтной архитектурой, под его началом работал Росс, которого только что выдвинули на должность супервайзера. Росс с энтузиазмом взялся за дело, но продолжал одеваться «как простой рабочий». «Он носил обрезанные шорты и футболки-безрукавки. Порой казалось, что он только что вышел из спортзала», — вспоминает Брайан.

Должность супервайзера предполагала, что Росс должен встречаться с клиентами, и Брайан задумался, как они воспримут Росса. «Если бы я пришел в организацию, которую спортзалом не назовешь, а на пороге меня встречал бы такой персонаж, то мое первое впечатление было бы таким — в этой компании к работе относятся несерьезно и работают спустя рукава. Все это не внушает уверенности», — говорит Брайан. Он знал, что дресс-кода, «вывешенного на доске объявлений или прописанного в инструкции», в компании не было, поэтому он сам должен был объяснить некие неписаные правила Россу.

Райан организовал встречу с Россом и начал ее с комплиментов по поводу его работы: «Мне нравится, как ты работаешь и добиваешься реальных результатов. Ты на своем месте». Затем он приступил к разговору о проблеме: «Из-за сильной занятости я не успел поговорить с тобой о внешнем виде, который, по моему мнению, должен соответствовать твоей должности. Я виноват и прошу простить меня». Он объяснил Россу, почему супервайзеры в их компании одеваются не так, как рабочие: «Посмотри на меня, ведь если ты одеваешься как руководитель, то и руководить легче. Поэтому нам нужно придерживаться более высоких стандартов в одежде. Оглянись вокруг, и ты заметишь, что другие руководители не носят шорты и безрукавки. Если ты выглядишь стильно и аккуратно, то люди будут серьезнее к тебе относиться».

Росс положительно отреагировал на замечание, и вот как описал это Брайан: «Поскольку я признал свою вину и ни в чем не обвинил Росса, он воспринял замечание с пониманием. Я сделал все возможное, чтобы не смутить его». Изменения не заставили себя ждать. «На следующий день Росс появился в новых брюках цвета хаки и рубашке-поло от фирмы Ralph Lauren. Я, естественно, сделал ему комплимент. Через две недели Росс отозвал меня в сторону и искренне поблагодарил за то, что я уделил ему внимание и поднял вопрос о внешнем виде», — вспоминает Брайан.

Пример №2: будь союзником в решении проблемы

Марта Шонесси, основатель Key PR, компании по связям с общественностью, была обеспокоена тем, что манера одеваться одной из ее сотрудниц по имени Бет (имя изменено) мешала ее карьере. «Она подошла к такой карьерной точке, когда ей было необходимо работать с ключевыми клиентами», — говорит Марта. Но, как она подозревала, к Бет не относились с должным уважением, потому что ее одежда больше соответствовала «вечеринке, чем офису».

Марта пригласила Бет на обед и объяснила, почему внешний вид так важен в их работе: «Работая в сфере пиара, мы по долгу службы общаемся со взрослыми клиентами-мужчинами, поэтому нужно, чтобы они воспринимали нас серьезно». Она отметила, что в Кремниевой долине, где преобладают сотрудники-мужчины, представителям их профессии, особенно женщинам, работать сложно. Затем Марта высказалась откровенно: «Если ты даешь повод клиенту хотя бы на секунду задуматься о бюстгальтере, который сейчас на тебе, считай, что твоя репутация испорчена».

Бет смутилась и сначала пыталась защищаться, но потом успокоилась, когда Марта подчеркнула, что она, как начальник, желает успеха своим подчиненным. «Вскоре мы начали говорить о доступных брендах одежды, о нарядах, которые хороши для официальных и более свободных по форме мероприятий», — вспоминает Марта. «Мы даже посплетничали о том, насколько проще жить мужчинам, особенно в Долине, где джинсы, футболки и худи — обычная форма одежды даже для топ-менеджеров».

Бет последовала совету Марты. «Она даже иногда подходила к стеклянной перегородке моего кабинета, чтобы показать свой наряд», — говорит Марта. Бет стала более ответственной, и Марта с удовольствием отметила, что ее замечание не было бессмысленным. Через несколько лет она услышала, как Бет говорила те же самые слова о внешнем виде своей подчиненной.