читайте также
Успех на работе зависит от внешнего облика человека. Неряшливый вид или вызывающая одежда вряд ли помогут завоевать уважение коллег и клиентов. Но как завести разговор на такую деликатную тему? И как тактичнее сделать замечание, чтобы оно помогло сотрудникам, а не смутило их?
Что говорят специалисты
Было бы хорошо, если бы внешний вид абсолютно ни на что не влиял, но так не бывает. «Приятная внешность и умение преподнести свою работу не менее важны, чем ее содержание», — говорит Эми Джен Су, соучредитель компании Paravis Partners, которая занимается обучением и консультированием руководителей, и автор книги «Как завладеть аудиторией». Печально, когда человек хорошо работает, но не добивается успеха из-за неумения правильно себя преподнести. Однако вести разговор с сотрудником о внешнем виде сложно, полагает Джозеф Гренни, соавтор книги «Трудные диалоги» и соучредитель компании VitalSmarts. Обсуждать эту тему всегда неприятно и неловко. Вот несколько советов, которые помогут в разговоре по такому щекотливому поводу.
Сомневаться — полезно
Не спешите, подумайте, а в чем, собственно, проблема? Если одежда мешает вам серьезно воспринимать сотрудника — это одно дело. А если она вам просто не нравится, то совсем другое. «Не переводите свои личные предпочтения в ранг требований», — предупреждает Гренни. Может, вы думаете, что мужчины должны ходить на работу если уж не в костюме, то в рубашке с воротником button-down и слаксах. Но разве это необходимо для успеха? Подумайте, к чему может привести такое пристрастное отношение к одежде. Эми Джен Су советует найти конкретные доказательства того, что внешний вид человека мешает его успеху. Стиль вашего сотрудника нарушает принятый в компании дресс-код? Одежда человека отвлекала внимание аудитории от содержания его выступления? Вы получали отрицательные отзывы от своих ключевых партнеров, клиентов или высшего руководства?
Победите свою неловкость
Если вы решили, что нужно поговорить с подчиненным об одежде, не настраивайте себя на трудный разговор. «Неловкость в такой ситуации — вполне естественное чувство, — говорит Су, — но помните, что вы здесь ни при чем. «Дело в самом человеке и в том, что вы как начальник должны помочь ему стать успешным», — добавляет она. Будьте готовы к противостоянию, защитной реакции или «оскорбленным чувствам», хотя на самом деле все может быть совсем не так. «Многие люди нормально реагировали на такие замечания и даже благодарили за них», — продолжает Су. С ней согласен Гренни: «Одежда и внешний вид — это “территория непознанного”». «Вообще советы по поводу внешности бестактны, но многих людей это не задевает, — говорит он. — Возможно, сотрудники просто не знают о дресс-коде, принятом в организации».
Подготовьтесь к разговору
Гренни придает важное значение подготовке к разговору. Подумайте, как построить диалог. Сосредоточьтесь на том, что вы желаете успеха вашему собеседнику. Придайте разговору деловой тон. «Не стройте общение на противопоставлении правильно — неправильно, хорошо — плохо, прилично — неприлично», — убеждает Гренни. Наоборот, скажите, как внешний вид поможет улучшить отношения с коллегами как внутри компании, так и за ее пределами. Есть смысл проконсультироваться с отделом по работе с персоналом, чтобы избежать возможных правовых проблем. «Нужно заранее обезопасить себя от претензий со стороны кадровиков и не говорить ничего оскорбительного», — предупреждает Су.
Не ходите вокруг да около
В ходе разговора «выражайте свои мысли прямо, без недомолвок и приукрашивания, не боясь нанести обиду», советует Гренни. Говорите все, что считаете нужным. Примерно так, как предлагает Су: «Я хочу, чтобы ваш внешний вид соответствовал вам как профессионалу». Цель — «стать более заметным, влиятельным и обаятельным». Приведите примеры того, как ухоженная внешность повышает доходы сотрудника и способствует успеху в работе в целом.
Признайтесь в своей неправоте
У вас нет четко установленного дресс-кода? Тогда такую ситуацию вы отчасти создали сами. «Нельзя переносить вину на других, если заранее не определились с требованиями. Тут можно столкнуться с конфликтом правового характера», — говорит Гренни. Можно сказать следующее: «У меня, как у руководителя, были определенные ожидания, которые я не озвучил. Признаю свою вину».
Давайте конкретные советы
Нельзя на ходу бросить фразу: «На вас не та рубашка». Это воспринимается как несправедливый выпад и не решает проблему. Су предлагает говорить о внешнем виде как о «визитной карточке» и не переходить на личности. Дайте конкретный совет, повторив требования, которым надо соответствовать. Например, можно выразиться так: «Лучше придерживаться строгого стиля, чем носить слишком короткую и обтягивающую одежду».
Прислушайтесь
Если внешний вид сотрудника не меняется с годами — это отражение других проблем. Не надо произносить длинный монолог, дайте человеку возможность поделиться своими мыслями и ощущениями. «Если кто-то действительно выглядит неопрятно, узнайте, что происходит. Пусть это будет диалог. Проявите гуманность», — советует Су. Возможно, происходит то, о чем вы не подозреваете.
Дайте простор самовыражению
Если в вашей компании не требуется носить форменную одежду, четко объясните сотрудникам, что они могут носить то, что им удобно и соответствует их индивидуальности, но соблюдать при этом нормы, принятые в компании. «Не нужно добиваться от сотрудников стопроцентного выполнения требований и потери своей самобытности. Нужно, чтобы они соблюдали дресс-код, но при этом не забывали о своих предпочтениях», — говорит Су.
Не делайте из мухи слона
В завершение разговора стоит еще раз повторить, ради чего он затевался. Например: «Мы обсуждаем только внешний вид, это не имеет ничего общего с вашими показателями и моим желанием работать с вами». Завершайте разговор на позитивной ноте. Гренни добавляет: «Не уделяйте этой теме больше внимания, чем она этого заслуживает». Это не значит, что к ней не нужно возвращаться. На самом деле неплохо через несколько дней узнать, есть ли у сотрудника вопросы. А заметив положительные изменения во внешнем виде, не забудьте сделать комплимент.
Четче объясняйте правила
«Час обучения экономит месяцы разговоров», — говорит Гренни. Если вы слишком долго и часто обсуждаете то, во что одеты ваши люди, значит, стоит включить в должностные обязанности требования к внешнему виду. Не нужно долго и много говорить. Даже пять минут, посвященных описанию дресс-кода, позволят избежать проблем в будущем и помогут новым сотрудникам быстрее освоиться в компании.
Принципы, о которых следует помнить
Следует:
- Подготовиться к разговору, придав ему деловой тон.
- Делать упор на том, как приятный внешний вид связан с успехом.
- Брать на себя ответственность за несвоевременное информирование о своих требованиях.
Не следует:
- Позволять личным предпочтениям влиять на стиль одежды сотрудников.
- Показывать, что эта тема вызывает у вас неловкость или придавать ей больше внимания, чем следует.
- Пытаться смягчить удар, боясь обидеть человека, говорите прямо и честно.
Пример №1: принимаю вину на себя
В те времена, когда Брайан Клейтон, руководитель GreenPal, сервиса по уходу за газонами, занимался ландшафтной архитектурой, под его началом работал Росс, которого только что выдвинули на должность супервайзера. Росс с энтузиазмом взялся за дело, но продолжал одеваться «как простой рабочий». «Он носил обрезанные шорты и футболки-безрукавки. Порой казалось, что он только что вышел из спортзала», — вспоминает Брайан.
Должность супервайзера предполагала, что Росс должен встречаться с клиентами, и Брайан задумался, как они воспримут Росса. «Если бы я пришел в организацию, которую спортзалом не назовешь, а на пороге меня встречал бы такой персонаж, то мое первое впечатление было бы таким — в этой компании к работе относятся несерьезно и работают спустя рукава. Все это не внушает уверенности», — говорит Брайан. Он знал, что дресс-кода, «вывешенного на доске объявлений или прописанного в инструкции», в компании не было, поэтому он сам должен был объяснить некие неписаные правила Россу.
Райан организовал встречу с Россом и начал ее с комплиментов по поводу его работы: «Мне нравится, как ты работаешь и добиваешься реальных результатов. Ты на своем месте». Затем он приступил к разговору о проблеме: «Из-за сильной занятости я не успел поговорить с тобой о внешнем виде, который, по моему мнению, должен соответствовать твоей должности. Я виноват и прошу простить меня». Он объяснил Россу, почему супервайзеры в их компании одеваются не так, как рабочие: «Посмотри на меня, ведь если ты одеваешься как руководитель, то и руководить легче. Поэтому нам нужно придерживаться более высоких стандартов в одежде. Оглянись вокруг, и ты заметишь, что другие руководители не носят шорты и безрукавки. Если ты выглядишь стильно и аккуратно, то люди будут серьезнее к тебе относиться».
Росс положительно отреагировал на замечание, и вот как описал это Брайан: «Поскольку я признал свою вину и ни в чем не обвинил Росса, он воспринял замечание с пониманием. Я сделал все возможное, чтобы не смутить его». Изменения не заставили себя ждать. «На следующий день Росс появился в новых брюках цвета хаки и рубашке-поло от фирмы Ralph Lauren. Я, естественно, сделал ему комплимент. Через две недели Росс отозвал меня в сторону и искренне поблагодарил за то, что я уделил ему внимание и поднял вопрос о внешнем виде», — вспоминает Брайан.
Пример №2: будь союзником в решении проблемы
Марта Шонесси, основатель Key PR, компании по связям с общественностью, была обеспокоена тем, что манера одеваться одной из ее сотрудниц по имени Бет (имя изменено) мешала ее карьере. «Она подошла к такой карьерной точке, когда ей было необходимо работать с ключевыми клиентами», — говорит Марта. Но, как она подозревала, к Бет не относились с должным уважением, потому что ее одежда больше соответствовала «вечеринке, чем офису».
Марта пригласила Бет на обед и объяснила, почему внешний вид так важен в их работе: «Работая в сфере пиара, мы по долгу службы общаемся со взрослыми клиентами-мужчинами, поэтому нужно, чтобы они воспринимали нас серьезно». Она отметила, что в Кремниевой долине, где преобладают сотрудники-мужчины, представителям их профессии, особенно женщинам, работать сложно. Затем Марта высказалась откровенно: «Если ты даешь повод клиенту хотя бы на секунду задуматься о бюстгальтере, который сейчас на тебе, считай, что твоя репутация испорчена».
Бет смутилась и сначала пыталась защищаться, но потом успокоилась, когда Марта подчеркнула, что она, как начальник, желает успеха своим подчиненным. «Вскоре мы начали говорить о доступных брендах одежды, о нарядах, которые хороши для официальных и более свободных по форме мероприятий», — вспоминает Марта. «Мы даже посплетничали о том, насколько проще жить мужчинам, особенно в Долине, где джинсы, футболки и худи — обычная форма одежды даже для топ-менеджеров».
Бет последовала совету Марты. «Она даже иногда подходила к стеклянной перегородке моего кабинета, чтобы показать свой наряд», — говорит Марта. Бет стала более ответственной, и Марта с удовольствием отметила, что ее замечание не было бессмысленным. Через несколько лет она услышала, как Бет говорила те же самые слова о внешнем виде своей подчиненной.