«О чем вы мечтаете?» и другие «интересные» вопросы на собеседовании | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

«О чем вы мечтаете?» и другие «интересные» вопросы
на собеседовании

Какие неожиданные вопросы может задать работодатель

Автор: Мария Макарушкина

«О чем вы мечтаете?» и другие «интересные» вопросы на собеседовании
hbr.org

читайте также

Только для членов клуба

Новаш Ирина

Модели перемен

Магэхан Анита

Agile или нет: подходят ли вам гибкие методы управления и работы

Павел Алферов

Как научиться доверять искусственному интеллекту

Мария Григорьева

Много лет назад, когда я пришла на собеседование в компанию, где потом проработала не один год, мне задали множество типовых и тоскливых вопросов — и только один-единственный, который я хорошо запомнила. В конце разговора специалист по подбору персонала вдруг спросила: «А на какой вопрос вам самой было бы интересно отвечать?» Я сразу взбодрилась. Не уверена, что мой ответ сильно впечатлил интервьюера, но диалог сразу перешел в совершенно другую плоскость — глубокую и личную.

Тема «интересных» вопросов не нова, об этом много и часто пишут и говорят. Однако, присутствуя время от времени по просьбе своих клиентов (руководителей бизнеса) на интервью с кандидатами на значимые позиции, я часто слышу унылые, стандартные истории: про достижения, сильные качества, неудержимое желание развиваться и разные веские причины перехода из одной компании в другую. Гладкие ответы «отлетают от языка» кандидатов, они ведь приходят подготовленными. В итоге вопрос — приглашать на работу нового человека или нет — остается открытым, потому что интервью дает мало полезной информации.

Часто после таких скучных и малоинформативных интервью руководитель просит поделиться вопросами, которых обычно кандидат не ожидает и ответы на которые позволяют сделать тот или иной ценный вывод о человеке. Что могут выявить такие необычные вопросы? Во-первых, сбить привычный ход беседы, заставить человека отказаться от отшлифованных ответов, погрузить его в ситуацию внезапности. Во-вторых, показать, насколько наш кандидат находчив, креативен, искренен, умеет держать удар, способен анализировать свои поступки и себя самого. В-третьих, они помогают почувствовать ценности кандидата и его умение реализовывать их на практике, а не только деловито рассуждать о них.

Приведу здесь в качестве примеров несколько вопросов, которые можно задавать на собеседовании и в разговорах с глазу на глаз руководителям среднего и высшего звена.

«Расскажите кратко о себе, отложив в сторону резюме». Эта просьба дает шанс отвечающему проявить свою сообразительность (надо рассказать по возможности интересно, ярко), коммуникативные способности (умение говорить четко, по сути, не растекаясь), эмоциональную тонкость (способность почувствовать, что именно может быть интересно для собеседника, на чем стоит остановиться подробнее, а когда рассказ превращается в явное занудство). В ходе ответа прислушайтесь к себе. Вы хотите продолжать разговор с этим человеком? Ему удалось вас зацепить? Иногда любопытный факт биографии или необычные убеждения вашего визави вызывают желание продолжать общение.

«О чем вы мечтаете?» Этот вопрос всегда заставляет задуматься. Мечта — это не цель. Это нечто более глобальное и более личное. Ответ позволяет оценить масштаб личности, общую адекватность человека, дает представление об уровне его кругозора, амбиций. Конечно, к этому вопросу тоже можно подготовиться: если глаза вашего собеседника остаются холодными, когда он упоминает о своей мечте — значит, это лишь очередная заготовка, не более.

«На что вам нелегко решиться?» Этот вопрос высвечивает, насколько человек рефлексивен и понимает особенности собственной личности, склонен ли к анализу событий своей жизни, как умеет справляться с трудностями и каковы эти трудности.

«Расскажите о случаях, когда вам было сложно общаться с конкретным человеком или аудиторией». Конечно, коммуникативные навыки человека в процессе разговора говорят сами за себя в прямом и переносном смысле. Однако ответы на этот вопрос позволяют узнать некоторые немаловажные детали. Если собеседник ответит «Мне бывает сложно терпеливо слушать нудных людей» или «Мне сложно быть спонтанным, находить общие темы в общении с новыми людьми, разбивать лед», это даст много информации о нем, его личностных особенностях, достоинствах, несовершенстве, умении преодолевать собственные страхи.

«Какие полезные знания и навыки вы приобрели за последнее время? Как используете их?» Сейчас модно говорить про непрерывное обучение, открытость новому. Однако далеко не все менеджеры, провозглашая значимость развития, действительно делают на этом пути конкретные шаги. В лучшем случае в ответ на этот вопрос следует перечисление корпоративных тренингов или короткий список популярных книжек по лидерству. Тем не менее, встречаются люди, которые действительно нацелены на развитие. Они прикладывают серьезные усилия к тому, чтобы завтра стать опытнее и профессиональнее, чем вчера и сегодня. К примеру, один руководитель коммерческого блока международной компании поразил меня внушительным планом по саморазвитию. План помимо чтения книг, изучения очередного иностранного языка и других стандартных форматов включал необычные пункты. Например, ежедневную письменную рефлексию на тему «Чему меня научил прошедший день?» или серию креативных коммуникативных заданий (например, встать в людном месте и прочитать короткий импровизированный спич о пользе вегетарианства). Так он развлекался и развивался. Кстати, в последние годы этот человек курировал коммерческий блок компании не только в России, но и в странах Восточной Европы и СНГ и часто выступал на бизнес-форумах. Смею предположить, что эти интенсивные выступления — тоже часть его личного плана развития.

«Что вас заставит с азартом трудиться в субботний вечер, когда ваши друзья веселятся на дне рождения однокурсника, куда вы тоже приглашены?» Этот вопрос позволяет задуматься всерьез о своей рабочей мотивации, высвечивает привычные установки и внутренние монологи. Помню такие ответы: «Ничего не заставит, я в выходные принципиально никогда не работаю» или «Для меня это не дилемма — я терпеть не могу шумные компании, мне приятнее побыть в тишине — например, поработать», «Надо принять неизбежное и найти плюсы работы в выходные. Я знаю, что они есть», «В следующий выходной, например, устроить у себя праздник для однокурсников».

«Расскажите смешной эпизод из вашей жизни» — такое неожиданное предложение дает возможность человеку проявить находчивость, быстроту ума, личностную зрелость, чувство юмора.

«Как бы муж/жена описал(-а) вас? Какие ваши черты ей/ему нравятся и не нравятся?» Ответ позволяет понять, насколько человек знает свой характер, как видит себя глазами других, восприимчив ли к внешним сигналам и обратной связи, чувствует ли, как его слова и поступки влияют на окружающих. Все эти признаки — составляющие эмоционального интеллекта.

«В каких жизненных ситуациях вы лучше всего себя узнали?» Ответ дает шанс оценить способность человека к рефлексии, включает осознанность.

И еще хороший вопрос на прояснение мотивации — «Какое изменение в текущей работе может заставить вас подумать о смене компании?»

Список таких вопросов можно было бы продолжить. Хотите домашнее задание? Ответьте на предложенные вопросы и придумайте новые — так, чтобы на них было бы интересно отвечать. И тогда слушать ответы тоже станет интересно.