3+1: Три вида квазимышления и «здравый» смысл | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

3+1: Три вида квазимышления и
«здравый» смысл

Людьми с мышлением по типу здравого смысла манипулировать невозможно — они способны сами анализировать информацию, сопоставлять различные источники и делать независимые умозаключения.

Автор: Сергей Давыдов

3+1: Три вида квазимышления и «здравый» смысл

читайте также

Медицина на удаленке

Денис Швецов

Лабиринт возможностей

Елена Евграфова

Ездить на работу больше не нужно. Но куда уходит время?

Орит Шаер,  Раффаэлла Садун,  Томас Теодорович,  Эндрю Кан

«У HR-менеджеров появился шанс перейти с темной стороны»

Штефан Рис

«Читать, не размышляя, все равно что есть и не переваривать»

— Эдмунд Бёрк

В последнее время эффективность влияния СМИ и, прежде всего, телевидения все более удивляет и даже пугает. Существенная часть населения демонстрирует то ли неспособность мыслить самостоятельно, то ли нежелание это делать. Люди потребляют новости без какого-либо переваривания и пережевывания — просто заглатывая их, как они есть, не задумываясь ни о надежности источников, ни о логичности выводов. Они не отличают мнение от факта, не интересуются другими точками зрения, а просто беспечно транслируют услышанное, слабо понимая то, что они сами говорят. В этом процессе есть две стороны, одна из которых — искусство массовой пропаганды и ее эффективность. Но есть и другая — потребители этой информации и их особенности, а конкретнее — типы восприятия и обработки информации. Этих типов шесть, и для начала рассмотрим первые четыре.

Прамыслительная деятельность

Как это ни неприятно для кого-то, но первые три типа вообще мышлением не являются, хотя и выполняют те же функции — выбор и принятие решения. Но это не самостоятельный выбор и не собственное решение, а подсказанное тремя «помощниками»: Правилами, Верованиями и Авторитетами. Как же действуют эти помощники?

  • Правила
  • Человек принимает для себя — добровольно или принудительно — определенные правила (традиции, обычаи, приказы) и воспринимает информацию в соответствии с ними. Эти правила созданы другими, и вся ответственность за результат лежит на них. Подчинение правилам обеспечивает внутренний комфорт тем, для кого главное — не ошибаться, ведь они как бы не несут ответственности за результат своей деятельности. Главное — выполнить регламент, а хорош он или нет — это не их область оценки. Такой механизм принятия решения иногда даже может быть полезен: в простых видах деятельности, при дефиците времени, в условиях жесткой синхронизации разных усилий или если нужно быстро заставить кого-то делать то, что нужно. Но есть люди, которые усваивают его как основной.

    Особенности поведения людей данного типа: любят рассказывать подробно и детально правила и распорядки организации. Детально описывают места, которые посетили и свои занятия. Они фокусируются на внешней стороне процессов, а не на их содержании. Следование ритуальной стороне деятельности придает смысл и значение и как ей самой, так и тому, кто ее выполняет. Попытки обсудить или изменить правила осуждается: «не вашего ума дело».

    Читайте материал по теме: Не делайте ваш бренд похожим на другие

  • Верования
  • Если правила — это нечто внешнее, то верования — это они же, но помещенные внутрь человека, то есть интериоризованные правила. «Перемещенные внутрь» правила обладают очевидным преимуществом — человек становится автономным: он не нуждается во внешней системе контроля постоянно, он сам поддерживает ее. Верить не значит понимать (собственно это в известном смысле антонимы), но следовать.

    Особенности поведения: охотно рассказывают о своих верованиях, но логическое обоснование «почему», разумеется, отсутствует. Не меняют свою точку зрения под воздействием логических аргументов, но склонны обращаться к интуиции, эмоциям, «внутреннему голосу». Например, они верят в безопасность лекарств, если они сделаны из натуральных ингредиентов, хотя для этого нет никаких доказательств.

  • Авторитеты
  • Использование статуса «авторитета» и результатов его мыслительной деятельности позволяет в спорах и диспутах не искать доказательства, а просто отсылать всех сомневающихся к авторитету. «Мыслительная» задача состоит в сборе мнений известных людей, разделяющих твою точку зрения, другие мнения при этом игнорируются. Собеседнику предлагается опровергать точку зрения «авторитета», а человек с данным типом фактически устраняется от процесса размышления, просто наблюдая за действиями другого и критикуя его. Метод в целом беспроигрышный, позволяющий одерживать «победы» даже над оппонентом с более высоким уровнем мышления. Этот тип достаточно широко распространен во властных структурах и в науке. По сравнению с предыдущим он позволяет решать более сложные задачи, поскольку у него уже могут быть аргументы для анализа — пусть не свои, а «авторитета», но они могут быть.

    Особенности поведения: Для данного типа характерно упоминание в речи имен других людей, ссылка на чужие мнения, цитирование, выраженное стремление иметь среди друзей и знакомых известных людей. Любят фотографироваться с ними, показывать эти фотографии и вешать их на стену.

    Данные три типа распределены на шкале от максимально внешнего («что приказали») к тому, что внутри меня, но мне не подконтрольно («во что верю»), и, наконец, к тому, что я выбираю, но не на логических, а на других основаниях — «что совпадает с моим мнением». И все три типа — это «внешнее» мышление, не самостоятельное.

    Читайте материал по теме: Пусть ваша компания станет привычкой для клиентов

    Ни один из этих типов не встречается в чистом виде — мы всегда видим их сочетание, но в конкретных ситуациях всегда надо понимать, какой механизм задействован. Людьми с прамышлением легко манипулировать, создав систему правил, сыграв на их верованиях или внушив им почтение к некоему авторитету (совершенно не обязательно за какие-то реальные результаты и достижения). Конкретные приемы и системы воздействия для этих трех типов отличаются, но схожи в одном принципиальном — они позволяют управлять человеком.

    В приведенной таблице — любой, поскольку любые три предмета имеют общие характеристики, и один — отличную от них. Люди со здравым смыслом будут отстаивать свою точку зрения (любую из 4) и приводить все новые и новые аргументы в свою пользу. Решение — выход на более высокий уровень мышления, осознание не только своей, но и чужой позиции. Не просто выяснение того, что в этих позициях общего («мы все стремимся убрать только один предмет») или отличного («у нас разные результаты»), а понимание того, что стоит за критериями. В данном примере это возможные характеристики предмета и способ их употребления в конкретной культуре. Очевидно, что характеристика съедобный/несъедобный наиболее важная для большинства людей, чем другие характеристики, поэтому правильным ответом будет «мяч», хотя и другие ответы тоже правильные!

    В данном типе мышления несколько раз повторившееся событие будет ожидаться чаще, чем другие, хотя статистически для этого нет никаких оснований. В большинстве случаев здравый смысл не ищет нескольких вариантов, а голосует за наиболее правдоподобный, подбирая аргументы в его пользу.

    Читайте материал по теме: Могут ли социальные медиа сделать потребителей более цивилизованными?

    Есть два подхода к анализу объекта: версия выдвигается либо в начале, либо в конце. В первом случае выбор делают сразу, а в дальнейшем ищут факты, подтверждающие его правильность, и отметают все прочие. В проверке и в публичном обсуждении смысла нет, ведь целью является не установление истины, а доказательство своей правоты. Другой подход прямо противоположен: сначала осуществляется беспристрастный сбор всех фактов, проверка их достоверности и отбор тех из них, которые имеют принципиальное значение. Затем проводится их логический анализ по четко установленным правилам — выведение одного из другого. И, наконец, выдвигается наиболее правдоподобная версия, требующая проверки.

    Людьми с мышлением по типу здравого смысла манипулировать невозможно — они способны сами анализировать информацию, сопоставлять различные источники и делать независимые умозаключения. Они задают вопросы «здравого смысла»: А хороши ли эти правила? А где доказательства того, что этот подход верен? Можно ли доверять этим источникам информации и людям или они могут преследовать собственные цели, в том числе ввести меня в заблуждение? С чего вы решили, что это верно? И Аристотель ошибался, не так ли? Способность поставить под сомнение и правила, и то, во что большинство верит много лет, и способность потребовать доказательства у людей, чьим слова остальные внимают с благоговением, — это основа для мышления, самостоятельного размышления и развития. И воздействовать на людей данного типа значительно сложнее: занимает больше времени и обходится дороже. Но и здесь пропаганда возможна, поскольку «здравый смысл» в существенной мере опирается на статистику — частоту встречаемости. И пропагандистский канал включает в себя разные мнения, но правильно подбирает их пропорцию — типа «есть и такие мнения, но они в меньшинстве» — хотя это заведомая ложь. Таким образом, основа воздействия на этот тип — специальный подбор информации, заставляющий сделать определенные выводы, заранее просчитанные каналом. Выйти за эти рамки потребителю непросто — для этого нужно обладать более высоким уровнем мышления — научным.