Выдающиеся лидеры не боятся менять свои убеждения | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Выдающиеся лидеры не боятся менять
свои убеждения

Они не из тех, кто сдается без боя или резко меняет свою позицию. Однако этот архетип безнадежно устарел.

Автор: Ал Питтампалли

Выдающиеся лидеры не боятся менять свои убеждения

читайте также

Почему все знают, чего на самом деле хотят террористы

Макс Абрамс

Четыре качества успешных руководителей

Питер Брегман

Зачем компаниям платить за коворкинги

Гретхен Шпрейтцер,  Дэниел Дэвис,  Питер Басевиц,  Хилари Хендрикс

Людям под силу сделать интернет вещей умнее

Карлос Монтеро-Лук

Когда мы говорим о выдающихся лидерах, на ум сразу же приходят несколько характерных особенностей. Они уверены в своих способностях и тверды в своих убеждениях. Они «верят своему чутью», «придерживаются курса» и всегда «доказывают свою правоту». Они не из тех, кто сдается без боя или резко меняет свою позицию. Однако этот архетип безнадежно устарел. Последние три года я изучал поведение многих наиболее успешных мировых лидеров для своей новой книги «Persuadable». В результате я понял, что всех их объединяет одна удивительная черта: готовность к тому, чтобы их убеждали.

Например, Алан Мулалли, знаменитый гендиректор, вытащивший Ford Motor Company из пропасти, относится к своему мнению с изрядной долей скепсиса. Рей Далио, один из самых успешных управляющих хедж-фондов, настаивает на том, чтобы его команда подвергала сомнениям и пересматривала все его идеи. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард специально ищет информацию, способную опровергнуть ее убеждения — о мире и о себе. В современной бизнес-среде, которая с каждым днем становится все сложнее и запутаннее, эти люди осознали, какие преимущества дает умение воспринимать новые сведения и соответствующим образом менять свою точку зрения.

Одно из таких достоинств — повышенная точность прогнозов на будущее. Профессор Пенсильванского университета Филип Тетлок провел прекрасное и исчерпывающее исследование этого вопроса, отследив 82 361 прогноз, принадлежавший более чем 284 экспертам. Он обнаружил, что точность догадок зависит не столько от количества информации в распоряжении аналитика, сколько от того, каким образом он приходит к своим выводам. Оказалось, что победители не придерживались строгих теорий, а следовательно, были куда более восприимчивы к новым данным и в соответствии с ними меняли свои прогнозы.

Другое преимущество — ускоренные темпы развития. Когда шведский психолог Андерс Эрикссон задался целью выяснить, что отличает выдающихся мастеров от исполнителей среднего уровня в широком спектре задач, требующих сложных когнитивных навыков (начиная от шахмат и заканчивая игрой на скрипке), он обнаружил, что результат зависит от качества практики. Люди, достигшие вершин мастерства, были поистине упорны в своем стремлении найти и преодолеть свои слабые стороны и устранить свои недочеты. А это значит, что им удалось побороть естественную человеческую склонность к «мнимому превосходству» (когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди обычно переоценивают свои «сильные» качества и недооценивают «слабые») — благодаря своей открытости к критике со стороны окружающих. Как заметил психолог Корнелльского университета Дэвид Даннинг: «Путь к правильной самооценке проходит через других людей».

Читайте материал по теме: Лучший совет по лидерству, который я когда-либо получал в своей жизни

Разумеется, это вовсе не значит, что бизнес-лидерам следует так легко поддаваться чьему-либо убеждению по любому вопросу. В какой-то момент вы должны прекратить рассматривать новые сведения и мнения, принять решение и двигаться дальше. Когда медлить нельзя или проблема не слишком серьезная, можно довериться своему внутреннему чутью и самостоятельно выбрать курс, основываясь на своем понимании. В то же время для рискованных решений с высокими ставками необходимо принять мировоззрение, более открытое внешнему влиянию. Но как это сделать, особенно в тех вопросах, где ваша позиция далека от объективной?

Вспомните свой «момент замешательства». Все знают, что такое момент озарения — это внезапное чувство, когда ситуация проясняется, и вы вдруг понимаете, как вам нужно действовать. Момент замешательства — противоположное явление, когда ситуация остается неопределенной или же когда те вещи, в которых вы были так уверены, оказываются ошибочными. Можете ли вы припомнить подобные моменты? Лидеры, поддающиеся убеждению, всегда держат их в голове. Когда они чувствуют, что слишком уж в чем-то уверены, они вспоминают эти ситуации и таким образом побуждают себя к поиску советов со стороны и к рассмотрению иных точек зрения, даже если это противоречит их характеру.

Держите руку на «регуляторе громкости», а не на «спусковом курке». Нет лучше способа приблизиться к истине, чем хороший спор с людьми, которые с вами не согласны. Однако в подобных ситуациях мы, как правило, изо всех сил стараемся отстоять свои позиции. Это напоминает стрельбу в тире, где мишенями выступают точки зрения наших оппонентов. Так происходит потому, что по своей природе мы склонны делить все на «белое» и «черное» — для нас мнения и решения либо на 100% верны, либо на 100% неверны. Если позицию нельзя защитить полностью, значит, она полностью ошибочная. Но споры вовсе не обязаны подчиняться правилу «победитель забирает все», на самом деле лучшие из них часто заканчиваются компромиссом. Поэтому попробуйте представить, что у вас в руке не ружье, а рычаг, контролирующий громкость, который символизирует вашу убежденность в своей правоте: крайне правое положение означает абсолютную уверенность, крайне левое говорит о том, что вы полны сомнений. Когда ваш партнер по спору приводит хорошие доводы, поворачивайте рычаг немного влево. Когда появляются данные, свидетельствующие в вашу пользу, поворачивайте вправо.

Читайте материал по теме: Может ли преуспеть приятный человек?

«Убейте своих любимчиков». Приоткрыв дверь для критики и споров, вы можете обнаружить, что аргументы против вашей точки зрения накапливаются и вот-вот достигнут критической массы. Следующий шаг — найти в себе готовность изменить свою позицию. Сделать это порой чрезвычайно трудно, особенно если речь идет об убеждениях, к коим мы всей душой так прикипели, будь то идея нового проекта, мнение относительно нашего старого поставщика или же уверенность в том, что мы умеем доносить наши мысли в сжатой форме. Писателям хорошо знаком этот страх потерь. У нашего брата есть ужасная привычка — влюбляться в собственные сочинения, а потом биться с редакторами за каждое слово, которое они пытаются изменить. Вот почему нам рекомендуют самим «убивать своих любимчиков», прежде чем это сделают за нас. То же самое относится и к лидерам в самых разных сферах деятельности. Чем быстрее вы поймете и до конца осознаете, что ваша идея (даже нежно любимая) не сработает, тем быстрее вы сможете выйти на правильный курс.