За что вас уволят с поста директора | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

За что вас уволят с
поста директора

Удовлетворить по отдельности интересы акционеров, коллег и общества непросто.

Автор: Данила Егоров

За что вас уволят с поста директора

читайте также

Как делать бизнес по совести

Макс Базерман,  Энн Тенбрансел

Как техника Canon PIXMA делает работу эффективнее

Мир Western Union

Суарес-Ороско Марсело

Для свершений нужно сообщество, а не просто сеть

Брук Мэнвилл

Есть две причины увольнения сотрудника любого уровня. Либо он что-то не сделал, либо сделал что-то не то. «Что делать?» — вот, пожалуй, главный вопрос, который стоит перед каждым специалистом и руководителем. Сам вопрос не меняется на протяжении тысячелетий, но меняется окружающая среда. Оргструктуры становятся одновременно все более сложными и все более горизонтальными.

В XX веке ответ на вопрос «Что делать?» чаще всего приходил от руководителя в простой и понятной форме.

В XXI веке сотрудник компании обнаруживает, что у него может быть несколько начальников. Что ответ на этот вопрос приходит далеко не всегда, а иногда не приходит вовсе. Что наравне с полной свободой на него спускается и полная ответственность. А вместе с ней приходит страх увольнения. Как определить, что же (не) делать?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить о тех, ради кого мы трудимся. Есть три группы заинтересованных лиц: владельцы компании, ее сотрудники и общество. У каждой из них свои интересы, которые порой противоречат друг другу. Если вы сможете разобраться в них и удовлетворите все три группы — шансы на увольнение устремятся к нулю.

Итак, для того чтобы верно ответить на вопрос «Что делать?», проделайте мысленный эксперимент.

Представьте, что через какое-то время вам придется отчитываться перед каждой из указанных выше групп.

Отчет перед акционерами

Это, пожалуй, древнейшая форма отчета. Владельцы капитала требовали его от доверенных лиц задолго до появления корпораций как явления. Библейская притча о талантах отражает суть требований акционера: «По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчета о том, как они распорядились вверенными им деньгами. Рабов, употребивших деньги в дело, он похвалил». В случае, если работник не оправдал ожиданий владельца, он немедленно увольняется: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Читайте материал по теме: Лучший совет по лидерству, который я когда-либо получал в своей жизни

Спустя тысячи лет суть требований акционеров не изменилась. Владелец капитала ожидает от своих работников не просто его сохранения, но и приумножения. Вопросы, которые вам зададут акционеры, могут выглядеть примерно так:

  • Что вы сделали для приумножения капитала?
  • Как вы увеличили свободный денежный поток?
  • Что вы сделали для увеличения доходов и доли на рынке?
  • Получилось ли у вас сократить операционные расходы?
  • Не утаили ли вы часть прибыли от акционера?

Справедливости ради, многие руководители и сотрудники верно понимают свою роль в организации. Именно поэтому на встречах так часто говорят об «интересах фирмы» и о «пользе для бизнеса». Бизнес-результаты встраиваются в бонусные планы, о них говорят на собраниях и стратегических сессиях.

Но даже самые успешные специалисты, которые осознали важность бизнес-результатов, порой допускают важную ошибку. Сотрудники начинают считать, что бизнес-результаты — это необходимое и достаточное условие, а все, что не приносит деньги и не экономит затраты, — ерунда. Но мы с вами должны помнить, что акционеры — не единственные заинтересованные лица. И не только они могут вас уволить.

Отчет перед коллегами

Есть еще одна группа лиц, от которой зависит, сколько вы еще проработаете на своей должности. Это ваши коллеги: ваш непосредственный начальник, ваши подчиненные и сотрудники смежных подразделений. Эти люди отличаются от акционеров. Они могут говорить о бизнес-результатах и о том, как важно увеличить денежный поток. Но на самом деле волнует их другое. Согласно теории доверителей и доверенных лиц, интересы акционера и наемного работника противоположны. Ваши коллеги заинтересованы в увеличении платы за труд, им нужны комфортные условия, для них важны хорошие инструменты и оптимальные процессы. Иными словами, вашим коллегам важно то, что обычно мало волнует акционеров.

Вот вопросы, за которые вам нужно отчитываться перед коллегами:

  • Каков был ваш личный вклад в общее дело? Какие проблемы, стоящие перед коллективом, вы решили?
  • Как вы помогли своим коллегам выполнить общие цели?
  • В полной ли мере вы обеспечили людей необходимыми ресурсами?
  • Какие бизнес-процессы вы улучшили? Получилось ли у вас облегчить жизнь сотрудников?

Почему мы должны отчитываться не только перед акционерами, но и перед коллегами? Потому что они — владельцы интеллекта и таланта, которые являются основным ресурсом современности. Экономисты Кьелл Нордстрем и Роджер Мартин были правы, у сотрудников действительно есть дудка, под которую пляшет капитал. Более того, сегодня мы наблюдаем важный тренд: вслед за интеллектом и талантом капитал перетекает от акционеров к самим членам коллектива. Например, 30% акций Facebook* принадлежит сотрудникам компании. Это больше чем доля главного акционера — Марка Цукерберга (24%).

Ваши коллеги — это не просто приятные люди из вашего окружения. Вы отчитываетесь перед ними не из вежливости. Они — полноправные совладельцы предприятия. И если им не понравится, как вы работаете или как общаетесь с ними, вы будете уволены, несмотря на достигнутые бизнес-результаты.

Отчет перед обществом

Мы так часто слышим слова акционеров и так часто видим своих коллег, что порой забываем про самых главных заинтересованных лиц — про социум. В конечном итоге, мы работаем не ради денежного потока и не ради зарплаты. Мы работаем ради удовлетворения интересов общества. И только, если люди будут благосклонны к нашим товарам, услугам и к нашей деловой репутации, мы получим желаемую плату за труд.

Каковы интересы социума? Ему неинтересно, насколько процентов вы выполнили KPI или кто победил в борьбе со смежным департаментом за сферы влияния.

Читайте материал по теме: Может ли преуспеть приятный человек?

Людей будут интересовать ответы на очень простые (для них, не для вас) вопросы:

  • Какая польза обществу от вашего труда? Как именно вы улучшили качество жизни людей?
  • Нарушали ли вы при этом общепринятые законы и нормы?
  • Какой ущерб вы нанесли природе? Как вы собираетесь компенсировать этот ущерб?

В XXI веке игнорировать интересы социума стало гораздо сложнее. И дело вовсе не в ужесточении госконтроля. Распространение медиа привело к тому, что любое действие компании, направленное против общества, становится достоянием широкой общественности в течение буквально нескольких часов. Даже небольшая провинность не останется без внимания.

Сегодня общество — это не конечный потребитель. Ему принадлежит большая часть корпоративного капитала. Microsoft — это не компания Билла Гейтса, он владеет лишь долей в 7,5% акций. При этом 73,4% принадлежат институциональным инвесторам — различным пенсионным и инвестиционным фондам. Каждый из этих фондов владеет пакетами соразмерных вкладу миллионов людей. А они и есть социум. Иными словами, сегодня отчет перед обществом — это зачастую не что иное, как отчет перед акционерами.

Win-Win-Win

Каждая инициатива и каждое решение должно пройти в уме руководителя через три фильтра-ответа на три вопроса: «Полезно ли это для акционера?», «Полезно ли это для сотрудников?» и «Полезно ли это для общества?».

Действовать против интересов любой из заинтересованных групп — это верный путь к увольнению менеджера любого уровня. И наоборот. Если вы сможете удовлетворить все вышеперечисленные интересы — шансы на ваше личное увольнение станут ничтожными.

Удовлетворить по отдельности интересы акционеров, коллег и общества непросто. Но что еще сложнее — это удовлетворить одновременно все интересы. Как, к примеру, сократить штат на радость акционеру и одновременно не демотивировать оставшихся в строю сотрудников? Как вывести на рынок успешный товар и не нанести при этом вред окружающей среде? Порой задача угодить всем представляется попросту невыполнимой. И тем не менее, это требование реалий бизнеса XXI века, и к его удовлетворению должен стремиться каждый руководитель.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена