Два качества, необходимых любому предпринимателю | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Два качества, необходимых
любому предпринимателю

Какие качества вам понадобятся для запуска нового бизнес-проекта?

Автор: Джим Догерти

Два качества, необходимых любому предпринимателю

читайте также

Встряска для лидера

Майкл Уоткинс

Умирайте так, как считаете нужным

Гудман Эллен

Почему так важен чернорабочий опыт

Саймон Вонг

Дарья Кузнецова, «Алцея»: «Эффективно работает человек, который доволен жизнью»

Какие качества вам понадобятся для запуска нового бизнес-проекта?

Свести ответ к краткому перечню черт характера и поведенческих моделей недостаточно, ведь для успеха предпринимателю требуется очень многое.

Но если придется свести ответ к всего лишь двум пунктам и назвать два качества, которые я неизменно обнаруживаю у любого знакомого мне успешного бизнесмена, то я выберу умение сосредотачиваться на самом главном и упорство.

Как важно умение отсекать лишнее, я понял, когда работал гендиректором в стартапе под названием Intralinks. Компания разрабатывала ПО для крупных финансовых транзакций. Когда основатели пригласили меня, то стартап, зарабатывавший три миллиона долларов в год, восемнадцать миллионов при этом терял. На тот момент компания разрабатывала семь разных программных продуктов и была на грани разорения.

Неумение сосредоточиться на одной главной задаче было основной причиной этой беды.

Прежде всего я разобрался, какие из проектов можно закрыть — с точки зрения разумной стратегии. Выяснилось, что одна программа предназначена для синдицированных кредитов — это очень сложный процесс с участием десятков юридических и сотен физических лиц. Мы решили отказаться от шести проектов и полностью сосредоточиться на одном, который помогал клиентам решать самые масштабные задачи.

Объясняя команде свое решение, я напомнил, как трудно быть лучшим в одной категории — а лучшим в семи категориях быть не сможет никто. Гонясь за семью зайцами, не поймаешь ни одного. Коллективу было нелегко принять такое решение, но в итоге все его поняли и согласились.

Читайте материал по теме: Лучший совет по лидерству, который я когда-либо получал в своей жизни

Совет директоров, состоявший из вице-президентов, которые никогда никем не руководили, пришел в ужас: как это, пресечь вероятные источники доходов именно в тот момент, когда компания отчаянно нуждается в финансовых поступлениях? Я настаивал: главное — вовремя сделать выбор и отбросить все лишнее. В конце концов я уговорил их.

Сосредоточиться на решении одной задачи трудно, особенно людям определенного склада личности: некоторые предприниматели чрезвычайно креативны, быстро устают от рутины, им даже нравится жонглировать сразу несколькими ролями. Таким стартаперам следует окружать себя более организованными и собранными людьми, приглашая их на роль партнеров, директоров или же консультантов.

Упорство — не менее важное для предпринимателя качество. Альберт Эйнштейн предлагал такое определение безумия: делать одно и то же много раз подряд, надеясь когда-то получить принципиально иной результат. Что ж, именно такое безумие требуется порой для успешного запуска нового проекта. Росс Перо подчеркивает эту мысль: «“Нет” еще не значит “нет”, а всего лишь — “не сейчас”».

Позднее Intralinks решился на IPO. На тот момент мы стремительно росли: если в 1999 году доход составил всего три миллиона долларов, то в 2000-м — уже двадцать. В августе мы приступили к делу, в это время как раз лопался пузырь доткомов и рушились фондовые рынки. Провели, как полагается, 75 презентаций для инвесторов. Пришли в JPMorgan, в их штаб-квартиру в Нью-Йорке, для того чтобы установить цену, по которой выставим свои акции. В итоге мы решили не выходить пока на рынок: побоялись, что при продаже акции могут быть попросту недооценены. Решили оставаться OOO — по крайней мере, еще какое-то время. Такое решение далось нам непросто (вообще-то я надеялся самолично объявить поутру о нашем присутствии на NASDAQ). Но — решение было принято.

Читайте материал по теме: Может ли преуспеть приятный человек?

Затем нашелся банк, согласившийся провести еще один раунд для поиска частных инвестиций. Мы провели еще с полсотни презентаций, а потом случился конфликт и пришлось с ним расстаться. Появился другой банк, прошло еще пятьдесят презентаций, один из клиентов этого гиганта надумал купить нашу компанию со всеми потрохами и даже заставил банк отойти в сторонку (а сделка так и не состоялась).

Потом мы познакомились с замечательной компанией венчурных инвестиций Rho Capital и после восьми месяцев работы (215 презентаций или чуть больше) набрали, наконец, 50 миллионов. Было ли безумием проводить 215 презентаций и встреч, почти каждая из которых заканчивалась отказом? Нет, это вовсе не было безумием — всего лишь упорством, без которого предприниматель не может преуспеть.