читайте также
Приехав с утра на работу, вы, как обычно, принимаетесь за длинный список дел: нужно обсудить с коллегами совместные действия, разослать срочные письма, закончить очень важный отчет, разобраться с одним проектом, решить, что нужно предпринять по другому и т. п. Как наилучшим образом организовать свое расписание?
Возможно, у вас есть своя стратегия, помогающая упорядочить разнообразные задания. Но задумывались ли вы о том, какое время для чего лучше подходит? Многие люди об этом не задумываются в принципе, а напрасно. Недавние исследования показали, что время дня влияет на эффективность наших решений и действий.
День идет, наши интеллектуальные ресурсы постепенно истощаются, и ближе к концу дня вы почувствуете усталость, уже не так хорошо будете справляться со своими делами. Умственная усталость — знакомое состояние, мы все в него впадаем, исчерпав свои интеллектуальные силы и ресурсы. Очевидно же? Но нет, подавляющее большинство из нас отмахивается от когнитивной усталости и словно не замечает, как она отражается на их решениях и поступках.
Исследования показали, что постоянная умственная усталость приводит к эмоциональному и физическому выгоранию, снижению мотивации, внимание рассеивается, человек плохо обрабатывает свежую информацию. Снижается даже качество оценки и принятия решений, в том числе и у квалифицированных специалистов.
Например, Шай Данцигер, Джонатан Левав и Лиора Авнаим-Песо проанализировали 1112 решений комиссии по досрочному освобождению и вычислили пропорцию благоприятных решений для разных отрезков дня. Оказалось, что ее члены все чаще отказывают заключенным и оставляют их за решеткой по мере того, как час за часом идет заседание комиссии и рассматривается одно дело за другим. Еще точнее: поначалу положительные решения выносятся по 65% дел, но затем пропорция помилований резко снижается.
Читайте материал по теме: Хорошая работа не спасает от выгорания
К обеденному перерыву благоприятных решений практически не выносится, но когда эти люди возвращаются на свои рабочие места после трапезы, мы снова наблюдаем ту же закономерность: сначала очень высокая пропорция досрочных освобождений, затем все меньше, а под конец отклоняются почти все ходатайства. Заметим: ни члены комиссии, ни их консультанты не догадываются, насколько важную роль в их решениях играет уровень умственной энергии, как не обращают внимания и на очевидную закономерность — с каждым часом эта энергия убывает, но восстанавливается после обеденного перерыва.
Свидетельства такого же рода усталости нашего головного мозга можно обнаружить и в других ситуациях, в том числе когда клиенты выбирают между различными товарами или врачи выписывают антибиотики. Терапевты, как показали исследования, часто выписывают лишние лекарства при ОРВИ. И по мере того, как врач устает за время дневной или послеобеденной смены, он все чаще выдает такие рецепты. Под конец приема на 5% больше пациентов отправляются в аптеку за ненужными лекарствами. Иными словами, поскольку терапевту ежедневно приходится принимать множество решений, под конец рабочего дня сказывается накопленная усталость и качество решений снижается.
В совокупности эти данные подводят к очевидному выводу: необходимость ежедневно принимать множество решений постепенно к вечеру отрицательно сказывается на их качестве и человек принимает наиболее легкие (зачастую неуместные или неверные) решения.
Читайте материал по теме: Как избавиться от «вечной занятости»
На результатах работы время дня также отражается. Ханс Хенрик Сивертсен из Датского национального центра социальных исследований, Марко Пиовесан из Университета Копенгагена и я выяснили, что оценка школьника зависит в том числе и от времени, когда он пишет тест. Изучив данные по всем ученикам датских государственных школ в возрасте от восьми до пятнадцати лет за 2009/2010 и 2012/2013 гг., всего более двух миллионов элементов базы данных, мы измерили влияние времени дня и наличия тех или иных переменных на результаты стандартизированных тестов. В полном соответствии с нашими ожиданиями когнитивная усталость приводит к худшим результатам, а большая перемена позволяет подзарядить батарейки.
На основании этого исследования мы сделали три основных вывода:
- Чем позже школьники пишут тест, тем хуже их оценки.
- Большая перемена перед тестом существенно способствует повышению средней оценки.
- Воздействие этих двух факторов, времени дня и возможности отдохнуть, не гомогенно, а именно: на результатах слабых учеников оба фактора сказываются сильнее, чем на оценках хорошистов и отличников.
Вот что еще важно: после двадцати или тридцатиминутной перемены оценки повышают более заметно, чем снижаются за час учебы. Иными словами, если бы после каждого часового урока следовала перемена, к концу дня оценки могли бы даже улучшиться, но поскольку в датской школе большая перемена наступает только после сдвоенного урока, общий итог — снижение баллов.
Все изложенные выше факты показывают, сколь велико влияние времени дня и пауз для отдыха, как они сказываются на решениях, поступках и результатах труда. А значит, составляя план работы на день, нужно учитывать эти факторы. Переставьте наиболее важные дела, которые требуют внимания и умственной энергии, в начало дня и не забывайте делать перерывы.