читайте также
Существует некое фундаментальное противоречие между эффективностью и креативностью. Менеджеры не смогут добиться выдающихся результатов в творческой сфере, если не признают этого факта.
Люди, демонстрирующие высокие показатели, как правило, придерживаются четких процедур и регламентов. Так они постепенно и планомерно идут к намеченным целям. Они эффективно используют свое время.
Все это не работает… с креативностью.
Творчество требует времени и пространства для развития. Мы можем быть время от времени активно вовлечены в творческий процесс, однако систематизировать его вряд ли возможно. В частности, креативность основывается на знании. Практически любая творческая мысль означает поиск новых способов применения уже существующих знаний. Таким образом, появляется принципиально новый подход, основанный на старых представлениях и идеях. Изобретатель и промышленный дизайнер Джеймс Дайсон разработал инновационную модель пылесоса, исследуя циклонную фильтрацию. Фиона Файерхерст создала более практичный гидрокостюм, изучая структуру кожи акулы. Жорж де Местраль изобрел для одежды «липучку», наблюдая за колючками репейника.
Это означает, что людям нужно время, чтобы изучить вещи или предметы, которые могут напрямую и не относиться к их роду деятельности. Их творческие идеи будут основываться именно на сформированной таким образом обширной базе глубоких знаний.
Более того, творческие проекты редко подразумевают планомерное, ступенчатое развитие. Напротив, творчество предполагает, что вы будете много раз пробовать и ошибаться, в том числе блуждать в темноте, прежде чем сможете найти верное решение.
Подобная деятельность — формирование базы знаний и ее анализ — требует времени. Просто выделить несколько часов тут и там не поможет, если вы заняты поисками поистине революционных идей. Чтобы зародилась яркая мысль, порой стоит потратить многие часы на приобретение знаний в новой для себя области. В другой же раз будет достаточно краткого разговора с коллегой. Именно поэтому творческие люди могут выглядеть подозрительными бездельниками до тех пор, пока не наступает прорыв.
Разница между эффективностью и креативностью позволяет понять, почему многие компании хотят больше творчества от своих сотрудников, чем те могут им предложить.
Читайте материал по теме: Осознанное восприятие может изменить ваш головной мозг
Такие организации, как правило, оценивают своих людей на основе критериев эффективности. Что еще важнее, они составляют планы по найму специалистов, исходя из предположения, что все они будут выкладываться по полной. Компании хотят видеть прогресс в чистом виде. Поэтому они сконцентрированы на развитии сознательных и ответственных сотрудников, которые успешно и своевременно выполняют порученную им работу.
Если организации нужны инновации, ей придется нанимать больше людей, чем в реальности ей требуется, чтобы делать всю рутинную работу и тем самым оставаться на плаву. Многого удалось достичь, используя принцип 20/80: корпорация Google поощряет своих сотрудников тратить 20% времени на новые идеи. Всем известно, как в действительности эта политика была реализована в компании, и мне она кажется рациональной: вам требуется нанять на 10—20% больше специалистов, чем требуется на самом деле, чтобы у каждого сотрудника вашей фирмы появилась возможность использовать свой творческий потенциал на полную катушку.
Читайте материал по теме: Медитация по расписанию
Менеджерам стоит хотя бы иногда предоставлять свободу своим подчиненным — например, возможность работать в свободном режиме, если рождаются новые идеи. Если вы разрешите сотрудникам тратить 10—20% своего времени на творчество, то они будут тратить 4—8 часов в неделю на поиски креативных концепций. Это не мешает человеку неделями сосредотачиваться исключительно на задачах, которые перед ним стоят, и лишь потом наступает время, когда он сможет начать пестовать свои гениальные идеи.
Недостаточно просто дать тому или иному специалисту время и возможность для креатива. Руководители должны поощрять своих людей, вовлекая их в работу, которая требует от них творческого подхода: стимулировать к обучению и развитию, обсуждать вместе с ними те идеи, которые однажды не выстрелили, но имеют потенциал в будущем.
Всегда можно стать таким управленцем, который способствует развитию творческих способностей своих сотрудников, но это непременно требует собственной компетентности в различных вопросах: бывает, что за мелкими деталями начальники упускают из виду то, чем люди действительно занимаются на работе.
Читайте по теме: