Встречают по одежке: вопрос стиля никто не отменял | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Встречают по одежке: вопрос стиля никто
не отменял

Поколения X и Y обладают феноменальным чутьем определять по брендам, что представляют из себя люди и во что они верят

Автор: Джилл Коркиндейл

Встречают по одежке: вопрос стиля никто не отменял

читайте также

5 вопросов, которые следует задать себе, прежде чем сменить работу

Джон Балдони

Ганьба!

Мариэтта Чудакова

Не пропали

Как помочь бизнесу в кризис: методика Scrum

Юлия Баяндина

Несколько лет тому назад я прочитала статью о ведущем стилисте Нью-Йорка, которого спросили, как бы он изменил имидж самых известных людей из мира бизнеса. Стилист рекомендовал полную смену образа гендиректору Hewlett-Packard Мег Уитмен, дизайнерскую стрижку и стайлинг бороды основателю Virgin сэру Ричарду Брэнсону, а также новый гардероб Биллу Гейтсу. В то же время двое людей оказались вне критики в глазах профессионала от мира моды — это глава LVMH Бернар Арно, отличающийся безукоризненным вкусом и ухоженностью, а также Уоррен Баффет, отсутствие стиля которого перекрывается его невообразимой успешностью.

В тот момент идея анализа образа знаменитых бизнесменов показалась мне забавной, но бессмысленной с практической точки зрения. Сейчас я по-другому смотрю на это. Люди начинают считаться со стилем. Одежда, укладка — словом, неповторимый облик –– вот что отличает современного руководителя. Компетентность, уверенность и решительность определяют лидера в первую очередь, но и вопрос формирования своего собственного стиля также не должен игнорироваться. Мы живем в эру визуального восприятия. Мы оцениваем знаменитостей, политиков и бизнесменов, пытаясь определить их слабости и вычленить особенности их характера, исходя из их внешности. Порой мощный внешний образ может затмить все остальное: вспомните снимки смущенного Джона Брауна, в спешке покидающего штаб-квартиру British Petroleum после того, как британские суды отказали в защите его частной жизни.

Другая причина заключается в реакции на бренд. Поколения X и Y обладают феноменальным чутьем в этом аспекте. По брендам они судят, что представляют из себя люди и во что они верят. Руководители должны понимать, что такая простая вещь, как выбор одежды и аксессуаров, может очень многое рассказать об их личных предпочтениях. Давайте вспомним неожиданные красные туфли от Prada у папы Бенедикта XVI. Как подобный «модный» выбор может характеризовать человека, занимаемую им позицию и путь развития его организации в целом?

Есть ли в этом что-то новое? Согласно ранним теориям лидерства, к прирожденным лидерам относятся самые яркие и привлекательные люди. В то же время последующие идеи харизматического лидерства больше фокусируются на имидже и способе подачи себя. Это ключевой аспект образа. Некоторые лидеры максимально используют свой стиль, чтобы оказывать влияние на окружающих, в то время как другие даже не задумываются о том, какие сигналы они могут посылать своим коллегам и руководителям.

Читайте материал по теме: Советы по построению персонального бренда от экс-директора Ogilvy & Mather

В ходе последних обсуждений мне удалось найти следующие примеры, когда собственный стиль оказывает влияние на профессиональную жизнь и карьеру людей:

  • Банкир из Голландии (женщина) никак не могла взять в толк, почему ее направили к коучу. К счастью, он оказался консультантом по стилю. Ей настоятельно рекомендовали сбросить вес и обновить свой деловой гардероб, если повышение по карьерной лестнице все-таки входит в ее планы.
  • Партнер-англичанин в американской юридической фирме впоследствии узнал, что его коллеги были крайне сконфужены, когда заметили, что он принес важные корпоративные документы в оранжевом пакете из супермаркета на важную встречу.
  • Амбициозный менеджер из Англии (женщина), работающая во французской фармацевтической компании, узнала от своей коллеги, что внимание на нее обратили не благодаря ее профессиональным качествам, а из-за ее нелепого платья.
  • Инвестиционный банкир из Дании (мужчина), будучи одет в стиле smart casual, получил весьма холодный прием от своих коллег в Париже.
  • Специалист по бухгалтерскому учету из Швейцарии (женщина) была сражена наповал, прочитав в откликах коллег, что она одевается скорее как садовник, чем как уважающий себя профессионал.
  • Руководитель американской торговой сети (мужчина) был настолько привлекательным внешне и стильным, что никто не слушал его. «Такое чувство, что никто ничего не замечает, кроме моей внешности», — жаловался он.

Большинство подобных историй связано с представительницами прекрасного пола. Неужели им сложнее подобрать собственный стиль, чем мужчинам? Неужели мужчинам стоит только внимательнее отнестись к деталям: покрою костюма, выбору часов или стилю обуви — и дело в шляпе? Неужели женщины рискуют намного сильнее, подбирая гардероб? Они вызывают толки, когда одеваются в более яркие цвета, чтобы выделяться из толпы. Если они одеваются очень скромно, их ругают за отсутствие женственности. Так ведь?

Читайте материал по теме: Как коллективисту выстроить персональный бренд

Конечно, всегда следует исходить из конкретной ситуации. Если вы работаете в компании, занимающейся розничной продажей люксовых товаров, вам следует уделять большее внимание стилю, чем если бы вы работали в производственной компании. А как насчет всего остального? Существует ли негласный дресс-код и нюансы стиля, которые определяют потенциального лидера? Можно ли одеться так, чтобы это помогло вам претендовать на более выгодную позицию в корпоративной иерархии? Существует ли разница менталитетов в вопросах стиля? Действительно ли руководители и менеджеры в индивидуалистичном западном обществе сталкиваются с большими трудностями, чем руководители в азиатских странах?

К чему все это ведет? Смогут ли руководители в будущем обходиться без персонального стилиста или нет? Если нет, тогда где же они сейчас? И кто может послужить нам достойным примером, кого можно считать стильным и привлекательным бизнесменом сейчас?

Читайте по теме: