Умейте отключаться от работы | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Умейте отключаться
от работы

Нет ничего проще, чем свести всю свою жизнь только к работе и превратиться в невыносимого зануду.

Автор: Джилл Коркиндейл

Умейте отключаться от работы

читайте также

Судебная реформа: почему у Грузии не получилось

Буракова Лариса

Свежий номер renchen.ru: самое интересное

Самое интересное за 2016 год от «Harvard Business Review - Россия»

Редакция «HBR — Россия»

Как вы должность назовете…

Более десяти лет тому назад, путешествуя из Хьюстона в Нью-Йорк, я познакомилась с приятной на вид женщиной, которая представилась мне менеджером по продажам в технологической компании. Мы перебросились несколькими словами, рассказывая друг другу о причинах поездки в Нью-Йорк. После нескольких минут разговора я решила уткнуться в газету, намекая на то, что хочу почитать в тишине. Однако вместо того, чтобы последовать моему сигналу и прекратить разговор, моя соседка начала предлинный монолог, который мне пришлось слушать в течение всего полета.

Когда я вышла из самолета, моя голова трещала от лишних подробностей жизни незнакомки, и я спросила себя, как это со случилось со мной. Я поняла, что совершила роковую ошибку, спросив ее: «Чем вы занимаетесь?». По наивности я считала, что соседка отдаст дань вежливости и скажет несколько слов, после чего оставит меня в покое. Вместо этого она вылила на меня потоки информации о своей работе, начиная с обязанностей и функций, проблем и задач, целей и достижений, заканчивая коллегами, начальством, компанией, корпоративной политикой и культурой, ее планами на будущее и даже историей ее восхождения по карьерной лестнице.

Я отчетливо помню то чувство, которое эта женщина вызвала у меня, — это была волна стресса и переживаний настолько сильных, что мне хотелось сбежать. Но далеко ли убежишь в салоне самолета? И вот, каждый раз, когда я пыталась остановить ее, она вновь и вновь возвращалась со своими историями, и в конце концов я просто сдалась. Я разглядывала ее изможденное лицо и внимала бесконечному круговороту фактов и цифр, имен и фамилий, задач и трудностей, с которым моя случайная спутница сталкивалась в жизни.

Нечто похожее произошло со мной в прошлом месяце во время долгой пересадки в аэропорту Цюриха, но на этот раз я оказалась в роли надоедливого болтуна. Все было просто отлично, пока сидевшая рядом со мной молодая женщина не поинтересовалась, чем я занимаюсь. Спустя два часа на пути из аэропорта я вдруг осознала, что превратилась в того самого докучливого попутчика, который сеет вокруг себя тоску и раздражение. Я ведь безостановочно рассказывала ей о своей жизни в течение всего полета, даже не подумав задать ей встречный вопрос, хотя бы из вежливости.

Читайте материал по теме: Путешествия сделали из меня хорошего предпринимателя

Нет ничего проще, чем свести всю свою жизнь только к работе и превратиться в невыносимого зануду. Для большинства из нас редко предоставляется случай излить кому-то душу о своих достижениях на работе, и, когда это происходит, мы с энтузиазмом ухватываемся за такую возможность. В тот день и я попалась в ловушку. Для меня такое поведение совершенно непростительно, ведь я профессиональный коуч и должна в первую очередь слушать других людей. Более того, мой персональный наставник периодически позволяет мне выпускать пар и говорить о наболевшем. Впрочем, если у вас нет коуча и ваш партнер не слишком интересуется вашей работой, кому же вы доверитесь? Куда вы будете стремиться излить свои ежедневные тревоги и проблемы?

Не так давно я думала об этом и пришла к нескольким важным выводам о том, что нам следует делать, чтобы работа не поглотила вас. Разумеется, всегда найдутся среди нас и трудоголики, которые не захотят ничего менять — им лучше отложить эту статью в сторону во избежание когнитивного диссонанса. Я обращаюсь к тем, кто хочет сохранить разумный баланс между работой и личной жизнью. Вот мои предложения для вас:

  1. Честно признайтесь себе, сколько времени вы проводите на работе и для чего. Действительно ли необходимо работать так долго, в сверхурочные часы, чтобы выполнить ваши задания, или же вы задерживаетесь допоздна по другим причинам? Может быть, вам хочется впечатлить начальство или коллег или, может, вы просто плохо организуете свое время в течение дня?
  2. Читайте материал по теме: История Stripedshirt: если карьерный поворот закончился тупиком
  3. Управляйте своей энергией, а не своим временем. Чудесная статья Тони Шварца «Правила сохранения энергии: жизнь без гонки и стрессов» поможет вам понять, как правильно использовать свои силы. Проверьте свою работоспособность в течение дня и целой недели. Уходите с работы рано в течение одного дня в неделю — допустим, в среду — это поможет вам сохранить запал. Насколько энергичным вы чувствуете себя прямо сейчас и как вы поддерживаете и развиваете свои силы?
  4. Обнаруживайте и устраняйте то, что вас отвлекает. Речь может идти о людях, вызывающих стресс, рутине или ненужных встречах и заданиях и даже о собственных вредных привычках. Постарайтесь определить факторы, которые мешают вам эффективно использовать свое время, разработайте план борьбы с ними и отправьте их в утиль. Это поможет вам лучше справляться с поставленными задачами. Кто или что крадет ваше время?
  5. Найдите себе друга или наставника на работе. Вместо того, чтобы грузить вашу вторую половинку рабочими вопросами, лучше найдите коллегу для регулярных обсуждений. У меня есть приятель, который каждую неделю встречается со своим коллегой, чтобы поделиться накипевшим, выслушать другого и получить ценный совет — на это они отводят друг другу полчаса. Так эти ребята избавляются от стресса и решают текущие проблемы. Итак, кто из коллег мог бы стать вашим наперсником и другом?
  6. С пиететом относитесь ко времени, которое вы проводите за пределами работы, восстанавливайте свои силы. Отстаивайте ваш досуг с требуемым рвением. Вы должны уметь переключаться с работы на другие аспекты жизни — например, здоровье, друзей и семью. Найдите способ расслабиться и восстановиться после рабочей недели. Что вы делаете, чтобы поддерживать себя в тонусе в течение недели? Спортзал, пешие прогулки, встречи с друзьями, походы в любимый музей (галерею) или ресторан? Что восполняет ваши силы на неделю вперед?
  7. Читайте материал по теме: 8 ошибок, лишающих нас уверенности в себе
  8. Напоминайте себе, что вы — это не только ваша работа. Как бы вы ни любили свое дело, было бы ошибочно смешивать себя с ним. Подумайте о том, что бы вы хотели достигнуть в жизни и что для вас значит успех. Это должно помочь в самые трудные времена на работе, когда стресс становится непереносимым. Чем для вас лично определяется ваш успех?

В конце концов, наслаждение приятными мелочами помогает вам отключить свой мозг от работы. Мой коллега из Франции однажды объяснил мне концепцию l’art de vivre (искусство жить). Маленькие радости ежедневно — это вкусный хлеб, любимое кафе, букеты цветов, красивая ручка, короткая прогулка до дома, чтение книги ребенку, ужин с возлюбленным, час для себя с бокалом вина — все это поможет вам расслабиться и чувствовать свою готовность сворачивать горы.

Что вы думаете о работе и какое место она занимает в вашей жизни? Что вы предпринимаете, чтобы не превратиться в вечно утомленного офисного работника, общение с которым невыносимо? Ваши мысли и идеи приветствуются.

Читайте по теме: