Российские компании vs западные: где лучше строить карьеру? | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Российские компании vs западные: где лучше
строить карьеру?

Арбитражность — основной принцип управления в российском бизнесе, что бы ни говорили эксперты-защитники.

Автор: Борис Щербаков

Российские компании vs западные: где лучше строить карьеру?

читайте также

Вся правда об одном из самых харизматичных руководителей в Европе

Доминик Рузье,  Людовик Франсуа

Фактор супружества

Джейн Стивенсон

Как использовать эстетический интеллект в бизнесе

6 способов спасти хорошие идеи

Скотт Кирснер

Мы с товарищем направлялись на торжественный прием по случаю очередного юбилея крупного компьютерного издания. Я к тому времени уже работал в американской компании, закончив свой короткий опыт работы в компании чисто российской, а товарищ еще продолжал работать «на олигарха», то есть на российского работодателя. Вдруг ему раздался звонок от его «олигарха», он отошел в сторону поговорить и вернулся в состоянии недоумения и печали. Я с некоторой издевкой воспроизвел ему его разговор с «хозяином», хотя, конечно, я его не подслушивал:

«Алле. Ты где?»

«Поздравлять ХХХ иду, у них юбилей сегодня».

«Зачем? (в реальной речи вопрос звучал несколько иначе, но по цензурным соображениям...)»

«Так ты ж сам говорил...»

«Давай сюда быстро, дело есть».

Товарищ искренне удивился такой прозорливости: «Откуда ты знаешь???».

«Это несложно», — ответил я. Этот стиль и манеры есть родовое пятно молодого российского бизнеса, хозяин-барин, феодализм в мягкой форме и пр. Более того, даже речевые приемы у многих владельцев бизнеса настолько унифицированы, что если и есть небольшие отклонения стилистического характера, их практически незаметно на общем фоне.

Российский бизнес все еще очень молод, владельцы предприятий напрямую вовлечены в процессы управления хозяйственной деятельностью, даже если в их епархиях существуют «независимые» советы директоров и прочие атрибуты взрослого корпоративного управления (на IPO без них никак не выйти). Но если принято у «олигарха» засиживаться на работе до 4 утра, то основная масса управленцев первого-второго звена тоже вынуждена коротать ночи под светом тусклых ламп в ожидании звонка с сакраментальным «Алле, ты где?».

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Я, безусловно, утрирую, однако близость первого лица к процессам управления накладывает колоссальный отпечаток, персонифицирует любую должность, карьера становится возможной исключительно при благорасположении основного «стейкхолдера». В западных корпорациях тоже есть элемент персонификации, но на порядок меньший: все-таки в основном руководители бизнеса ведут себя как менеджеры, ощущают себя наемным служащими, но не хозяевами, не владельцами, а это большая разница. Соответственно, инструменты их контроля и контроля за ними намного более демократичны, прозрачны, понятны — и в крайнем случае их решения, модель поведения даже оспариваемы. Нарушения этического характера, как-то: грубость, принуждение, обман — крайне редки и контролируются соответствующими органами в компании весьма строго. Этого нет и в помине в российском бизнесе, тут каждый владелец-руководитель определяет практически самолично правила игры и правила карьерного роста. Можно, например, получить так называемый штраф за опоздание на директорат или неудачную, по мнению владельца, рекламу или еще черт знает за что.

Арбитражность — основной принцип управления в российском бизнесе, что бы ни говорили эксперты-защитники, и, к сожалению, если и есть какой-то прогресс в направлении цивилизованности в этом деле, то он неуловимо слаб. Во многих компаниях существует устоявшийся климат невоздержанности, насаждаемый руководством, и если до рукоприкладства дело доходит все-таки редко, будем справедливы, то использование ненормативной лексики, унижение сотрудников — сплошь и рядом. На условной шкале «культуры хамства», если позволен такой оксюморон, российские компании, безусловно, расположены на порядок ближе к условному же максимуму.

Читайте материал по теме: Карьерный выбор

Есть, конечно, и в корпоративной американской среде этакие «Карабасы-Барабасы» от управления, и вам может не повезти с ними столкнуться, но их пребывание на Олимпе может оказаться очень кратковременным, и на это только и стоит надеяться. Или, в конце концов, просто сменить компанию, ибо у следующего работодателя почти со стопроцентной вероятностью такого «феодализма» вы не встретите. Все-таки это случай редкий.

В общем, терпеть их не стоит ни в коем случае — это досадное исключение, и место ему на свалке истории. Самоуважение терять не стоит ни за какие деньги. Иногда усилиями одного такого руководителя надолго формируется негативный образ работодателя, очередь талантливых, успешных карьеристов в такие организации не стоит. Ущерб от подобного поведения для корпорации огромен, исправление ситуации занимает много времени, но «Карабасы- Барабасы», увы, периодически появляются то там, то тут на корпоративных горизонтах.

Первое впечатление человека, после крупной американской компании оказавшегося в российской фирме, не важно какого размера и какой индустрии — это шок. Были случаи, когда люди не задерживались и на две недели. Рекорд, по-моему, был поставлен одним коллегой, приглашенным в российскую компанию на должность начальника отдела продаж — два дня.

Но достаточно и примеров обратных: профессионалы со стажем работы в западных организациях становятся крупными руководителями в российских предприятиях и длительное время работают там. Тут уж многое зависит от человека, от его личных допусков, пределов свободы, которыми он может поступиться, приемлемых уровней неопределенности, энтропии и многого еще чего.

Не берусь судить никого, но для себя я принял однозначное решение после неудачного опыта 90-х годов — не пытать более карьерного счастья в российских компаниях, причем размер потенциального вознаграждения не имеет в данном случае никакого значения. Людям же, придерживающимся иного мнения, искренне желаю всяческого успеха.

Недавно у Бориса Щербакова вышла новая книга — «Топ-менеджер: Как построить карьеру в международной корпорации».

Читайте по теме: