Возрастные рамки управленческой карьеры | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Возрастные рамки
управленческой карьеры

Так называемые soft skills (умение взаимодействовать с людьми) есть необходимое условие развития профессионального управленца — и сейчас и во веки веков.

Автор: Борис Щербаков

Возрастные рамки управленческой карьеры

читайте также

Илья Сачков: «Раньше мы работали как патологоанатом»

Сачков Илья

Куда ведут следы метаданных

Чипчейз Ян

Нет нетворкингу

Дэвид Буркус

Неиспользованные купоны не пропадут даром

Венкатесан Раджкумар,  Фаррис Пол

Несколько тем в сфере менеджмента вызывали совсем недавно крайне поляризованные дискуссии в обществе, и одна из них — это возраст управленца, с каких пор можно считать человека подготовленным морально и физически к управлению людьми.

Слава богу, сейчас уже не увидишь объявлений о найме очередного «генерального директора не старше 35 лет», как-то стало понятно, что в любом возрасте свои прелести и свои сильные и слабые стороны и что не стоит их ни преувеличивать, ни отрицать. Как и я не стану отрицать, что для каждого индивидуально взятого кандидата возраст вступления в пору менеджерской зрелости свой и именно вы уже абсолютно созрели для следующей карьерной ступеньки, только закостенелые начальники-ретрограды этого не видят, не хотят признать очевидного. Скорее всего, ретрограды думают и вас оценивают по набору качеств, которыми вы сегодня обладаете, и наличие или отсутствие которых не дает им ощущение уверенности в том, что вы справитесь с собой (!!!) и с людьми, которыми вам предстоит руководить. Или с людьми, которые на одной с вами горизонтали управления, коллегами-начальниками. Или с людьми, которым вы будете подчиняться по различным функциональным вертикалям — продажи, маркетинг, финансы, юристы, производственники и многие другие.

Огромное количество индивидуумов со своими задачами, спецификой профессии и комплексами, зачастую порождающими конфликты, непонимание и раздражение. Этим эмоциональным компотом нужно управлять, а совсем и не столько строить подчиненных, вот ведь какое откровение. Кто-то уже в 18 лет начинает пробовать себя в бизнесе и неизбежно набивает сотни шишек к 30 своим годам, кто-то служит в тихой конторе наемным сотрудником и реальной жизни вне своего ареала знает мало, кто-то стремится все попробовать, все испытать, а кто-то, напротив, сторонится активного вовлечения в управленческие процессы. Ничего нового тут жизнь не придумала: если ты хочешь, ты учишься, приобретаешь опыт управления в любой доступной форме, пробуешь, достигаешь результата. Никто и никогда за тебя этот путь пройти не сможет, и ожидать сторонней помощи не стоит — спасение утопающих дело рук самих утопающих, как говорил классик.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Так называемые soft skills (умение взаимодействовать с людьми) есть необходимое условие развития профессионального управленца — и сейчас и во веки веков. В советское время прекрасной управленческой школой служил комсомол, предоставляя с раннего возраста возможность проявить свои лидерские наклонности, организаторский талант, способности управления людьми, обозначить те самые «маркеры», по которым начальники-ретрограды определяли дальнейшую пригодность молодого карьериста и открывали для него следующую дверь. Как правило, люди, прошедшие эти «университеты», продолжали карьеру успешнее, чем те, кто не принимал активного участия в увлекательной игре во взрослую жизнь под флагом ВЛКСМ.

Поверьте, скепсис и отторжение идеологического гнета никак не мешали оттачивать навыки управления организацией и людьми. А что, сейчас в корпоративном мире разве изменились принципиально задачи любой организации, да и изменилась ли принципиально человеческая природа? Не думаю, как не изменился и скепсис ко многим элементам корпоративной культуры транснациональных корпораций, вроде набивших оскомину идеологем и штампов.

В любой системе приходится жертвовать частью свободы и частью душевного комфорта, связанного с принятием ВСЕЙ системы как данности бытия. Но пройти несколько этапов становления, взросления нужно любому карьеристу, нацеленному на кресло руководителя, как в бизнесе, так и в корпоративной среде или в чиновничьем мире. Можно внутренне считать себя готовым на любую должность, но не любая должность приемлет неподготовленного человека, она имеет способность отторгать неестественное. Энергия молодости, нетерпеливость, некая бесшабашность, когда нет нерешаемых проблем и море по колено — прекрасные качества для молодого бизнеса, но не для управления устоявшимися коллективами или государственными институтами.

Читайте материал по теме: Карьерный выбор

Нас окружает культ молодости и в голливудских фильмах, и в рекламе, к молодой аудитории принято апеллировать и в маркетинге, в продвижении продуктов для всяческих «поколений-Х -Y-Z», в социальных средах... Это все здорово, но есть качества, которые молодости просто не могут быть присущи в силу... самой молодости. Например, такое понятие, как взрослость, мудрость, рассудительность, взвешенность суждений. Наверное, есть и 20—25-летние, кому эти качества свойственны, но в целом — это приобретаемые качества, к этому приходишь с годами. Да и то не все приходят, если быть честным.

Юный генеральный директор пусть и собственной фирмы — это дань времени первоначального накопления капитала, и далеко не всем удается вырасти в настоящего директора, хотя, казалось бы, хозяин — барин, должны слушаться! Министр или замминистра, которому нет 30 лет, — это всегда больше аванс, эксперимент на выживаемость, и его самого, и окружающих. Взросление происходит и сбалансированность в оценках приобретается только с возрастом, с прохождением этих сотен бизнес-кейсов в реальной жизни.

В 30 лет человек объективно не знает многих нюансов управления людьми, некоторые считают, что это и не нужно, если просто отладить процессы — это не так, увы. Бизнес, управление — это психология, как справедливо говорит известный теоретик ( и практик) Марина Мелия, а психология — это про людей, а не про процессы или программное обеспечение. Изучить же людей можно, но только общаясь с ними, решая или не решая их проблемы, узнавая о последствиях своих решений сразу или потом, по прошествии времени, то, о чем говорят «задним умом все богаты», делая ошибки и постигая нелегкую науку признавать и исправлять их, доверяя и ошибаясь в людях, и так далее и тому подобное.

Только общение с людьми, с тысячами агентов процесса собственного взросления, именно опыт многократно повторенных действий, приведших к производственному успеху есть залог просчитанного карьерного успеха, и опыт этот приобретается, увы, только по прошествии времени... (Я не беру во внимание фактор случайности, что бывает тоже, или назначение «звездных» детей на высокие управленческие позиции сразу после окончания института или прохождения программы МВА, но это другая сфера.) Дефицит этого опыта неизбежно скажется на качестве принимаемых управленческих решений, как бы технически и интеллектуально ни развит был молодой человек.

Я не исключение, в свои неполные 30 мне тоже казалось, что я вполне созрел для своей первой взрослой управленческой позиции, что меня сдерживают «старики-бюрократы», сейчас я понимаю, что банально переоценивал себя, ну, может быть, совсем чуть-чуть... Психология — механизм точный, очень сложно настраиваемый, требующий постепенного погружения в море знаний о человеке как объекте управления, иначе легко словить и «кессонную болезнь».

Упрощать принципы управления так же вредно, хотя и заманчиво, ибо не требует большого ума и работы: кнут в руку — и поехали. А «оно» не едет, вот загвоздка. Если пересадить сейчас водителя с «копейки» Жигулей на какой-нибудь последний Lexus, эффект будет соответствующий. Многие знания, конечно, умножают печали, но никуда мы без них не денемся, если хотим нарастить профессиональные управленческие знания до уровня, достаточного для следующего карьерного рывка. Я сторонник постепенного взросления менеджера, а давать командовать полком в 17 лет — это к другому времени и другим обстоятельствам, к нормальной жизни в бизнесе или в государственном аппарате управления это не относится.

Festina lente, в общем. Поспешай медленно.

Недавно у Бориса Щербакова вышла новая книга — «Топ-менеджер: Как построить карьеру в международной корпорации».

Читайте по теме: