Как совладать с критиками у себя в голове | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как совладать с критиками у себя
в голове

Внимательно, стратегически отбирайте, к кому прислушиваться и когда.

Автор: Питер Брегман

Как совладать с критиками у себя в голове

читайте также

Как правильно принимать стратегические решения

Ник Тэслер

Революционные идеи 2007

Семь вопросов, которые помогут вам правильно уволиться

Эми Галло

Особенности национальной ротации

Евгения Чернозатонская,  Ляйстнер Штефен,  Тихонова Светлана

В 8.20 моя двенадцатилетняя дочь Изабелла убежала на встречу со своей командой лыжников. Она опаздывала на 20 минут, паниковала: к лыжам она относится очень серьезно, это была ответственная тренировка, впереди — гонка.

Возле спортивного центра она столкнулась с тренером по имени Джой. Тот глянул на девочку, затем на часы: «Будь сегодня соревнования, я бы тебя домой отправил», — сердито заметил он.

Его слова больно задели Изабеллу, она расплакалась. Тут подоспела ее тренер Викки, увидела, в каком она состоянии:

«Не переживай, дорогая, — сказала она. — Сегодня же просто тренировка. Ничего страшного, что ты опоздала. Нагонишь команду на вершине».

Два тренера, два принципиально разных подхода к делу. Кто был прав? Думаю, у вас есть ответ.

Но дело не в этом.

Знаете, что я сказал Изабелле? В жизни ты встретишь немало и таких, как Джой, и таких, как Викки — среди учителей, начальников, коллег и знакомых.

И потом, хорошо бы привыкнуть к разному типу реакций, а не плакать. Невозможно контролировать эмоции других людей, но ты можешь контролировать свою реакцию на них.

И стоит заглянуть глубже: дело в том, что в каждом из нас живут Викки и Джой, и оба они полезны. Джой кажется порой слишком суровым, но высокие требования и нетерпимость к провалам помогает нам выжать из себя все самое лучшее. С другой стороны, нам требуется сочувствие и поддержка. Кому-то Викки покажется размазней, но ее подбадривающие, утешительные слова так нужны, особенно в пору стресса.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Вот ключ: внимательно, стратегически отбирайте, к кому прислушиваться и когда, в том числе выбирайте и среди внутренних голосов — особенно среди внутренних, они самые коварные. Проще всего назвать Джоя идиотом и игнорировать, но от такого же голоса в своей голове не отмахнешься, ведь это и есть ты сам.

Полезная тактика: дайте этим голосам имя и лица. Пусть по одну сторону у вас будет Джой, а по другую Викки.

  1. Выделяйте их в качестве особых голосов. Мы чаще всего просто принимаем услышанное на веру: как то, что говорят сторонние люди, так и то, что сами говорим себе. Когда внутренний голос попрекает вас ленью, трудно не счесть себя лентяем. Лучше помнить, что лентяем вас называет Джой.
  2. Постарайтесь устоять перед искушением разделить голоса в голове на справедливые и заблуждающиеся — все равно не разобрать, да и никакого значения это не имеет. В самом ли деле вы лентяй? Вероятно, да — иногда и в некотором смысле. А в других случаях — вовсе нет. Но сам вопрос сформулирован неверно.
  3. Лучше подумайте, к какому результату вы стремитесь и спросите себя так: полезен ли мне этот голос и его слова здесь и сейчас? Именно этот вопрос следует задавать себе, общаясь с реальными Джоем и Викки. Полезен ли мне в данном случае этот голос? Если полезен, если мотивирует — прислушайтесь. Если деморализует — заткните уши.

Важно выработать умение игнорировать критические голоса в те моменты, когда они становятся деструктивными, но не сбрасывать их вовсе со счета. В другой раз они же могут и пригодиться.

Наша цель — достичь гибкости. Подберите себе многофункциональную команду критиков и коучей, как внутренних, так и внешних. И всякий раз уточняйте, кто говорит, и когда стоит слушать, а когда нет.

Читайте материал по теме: Любознательность не менее важна, чем интеллект

Умение обращаться со многими голосами особенно ценно для менеджера. Вам самому предстоит выступать, в зависимости от ситуации, в роли и Джоя, и Викки. Порой нужно дать людям почувствовать, сколь многого вы от них ждали, как сильно разочарованы. В других ситуациях нужно проявить мягкость и сочувствие. Нельзя автоматически включать тот или иной регистр: сделайте паузу, уточните, что именно требуется, потом уже выбирайте «голос».

«Это трудно, — призналась Изабелла, когда мы обсудили различные голоса и их речи. — Я буду либо думать, что Джой — идиот, либо буду винить себя за опоздание».

«Он слишком груб, а тебе не следовало опаздывать, — ответил я, — но задай себе вопрос: завтра ты придешь вовремя? Его слова свое действие оказали?».

«Да, — признала она, — но все-таки это было ужасно».

«А когда ты в следующий раз почувствуешь себя «ужасно», ты услышишь и голос Викки тоже?».

«Да», — наконец-то улыбнулась она.

«Вот почему хорошо иметь двух тренеров», — подытожил я.

Потому что порой два спорящих голоса — идеальная комбинация.

Читайте по теме: