Чтобы сформировать у себя правильные привычки, нужно выяснить, что вас мотивирует | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чтобы сформировать у себя правильные привычки, нужно выяснить, что
вас мотивирует

По моим наблюдениям, почти каждого человека можно отнести к четырем четким категориям: ригорист, вопрошающий, услужливый и бунтарь.

Автор: Гретхен Рубин

Чтобы сформировать у себя правильные привычки, нужно выяснить, что вас мотивирует

читайте также

Закон о гомстедах XXI века

Холстед Тед

Нет нетворкингу

Дэвид Буркус

Польза доверия

Марина Иванющенкова

Экономика платформ

Карим Лакхани,  Марко Янсити

Доводили ли вас до белого каления постоянные вопросы коллеги о том, куда двигается ваша команда и нельзя ли сделать работу более эффективной? Или же наоборот: раздражало ли вас нежелание какого-нибудь сотрудника задуматься о столь важный вопросах?

Работали ли вы с человеком, который делал все точно в срок и никогда не подводил коллектив, но почему-то, когда речь шла о его личных планах, не мог заставить себя пошевельнуть пальцем? А может быть, это описание подходит к вам?

В процессе написания своей книги «Better than Before: Mastering the Habits of Our Everyday Lives» я поняла, что люди сильно различаются в своем отношении к привычкам, а также в своем умении их приобретать. По моим наблюдениям, почти каждого человека можно отнести к четырем четким категориям: ригорист, вопрошающий, услужливый и бунтарь.

Ключевой вопрос в этом разграничении: как вы реагируете на ожидания? Все мы встречаемся с двумя видами ожиданий:

  • Внешние ожидания: срок сдачи работы или соблюдение правил дорожного движения.
  • Внутренние ожидания: перестать перекусывать или начать бегать.

Ригористы с энтузиазмом реагируют как на внешние, так и на внутренние ожидания. Это самостоятельные индивидуумы, без проблем выполняющие обязательства, следующие намеченному плану и успевающие все в срок (на самом деле они часто справляются с работой раньше срока). Они всем сердцем хотят понять, что от них ожидается, и соответствовать этому — включая и ожидания от самих себя. Это создает в них сильный инстинкт самосохранения, являющийся противовесом ожиданиям других людей.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Однако ригористам может быть непросто в ситуации, когда ожидания не совсем ясны. А еще они могут испытывать потребность соответствовать даже таким ожиданиям, которые кажутся совершенно бесмысленными. Им бывает неприятно от осознания того, что они нарушают правила, даже ненужные. Чтобы смириться с этим, им необходимо найти серьезное оправдание. Я хорошо знаю эту тенденцию — я сама ригорист.

Вопрошающие подвергают сомнению любые ожидания и сделают то, о чем их просят, только если уверены, что просьба оправданна — их мотивирует четкое объяснение, логика и справедливость. Они сами решают, разумен ли некий план, и противятся всему, что кажется им произволом или бессмыслицей. По сути они пропускают через себя любые ожидания, делая их внутренними.

Поскольку вопрошающие любят принимать взвешенные решения и делать собственные выводы, они ко всему подходят с умом и зачастую готовы досконально изучить любой вопрос. Если они решат, что у ожиданий есть адекватные основания, они будут им соответствовать. Если же нет, то не будут.

Но жажда информации и желание обоснования для любой просьбы, свойственные вопрошающим, могут утомлять. Они и сами бы порой хотели научиться принимать ожидания без бесконечной проверки. Один из вопрошающих сказал мне с прискорбием: «Я страдаю от аналитического паралича. Мне всегда не хватает еще какой-нибудь свежей информации для принятия решения».

Услужливые с готовностью спешат соответствовать внешним ожиданиям, но с трудом выполняют обязательства перед самими собой. Они прекрасно справляются с внешними требованиями и соблюдают сроки, поэтому из них получаются прекрасные коллеги, члены семьи и друзья.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Они никогда не подведут никого, кроме самих себя. Поскольку услужливые противятся внутренним ожиданиям, им трудно самостоятельно себя мотивировать (например, на написание диссертации или на посещение встречи для поддержания связей). Журналист, который без проблем сдает статьи в срок каждую неделю, но не может найти времени на работу над собственной книгой — типичный «услужливый».

Услужливые зависят от внешней подотчетности, для соответствия ожиданиям им нужно осознавать возможные негативные последствия — крайний срок, штраф, возможность расстроить кого-нибудь. Это утверждение стоит того, чтобы еще раз его повторить: если услужливому сложно выполнить обязательство, решением будет внешняя подотчетность.

Тяжесть внешних обязательств может сделать услужливых уязвимыми к эмоциональному выгоранию, поскольку им трудно говорить «нет». Один из таких людей объяснял мне: «Я бросаю все, чтобы редактировать отчеты своих коллег, но совершенно не могу себя заставить найти время для того, что считаю своим личным приоритетом».

В действительности услужливые могут дойти до точки протеста, когда они внезапно отказываются соответствовать ожиданиям. В какой-то момент, когда давление обязательств становится невыносимым, они просто «схлопываются».

Читайте материал по теме: Как чересчур требовательным лидерам поладить с остальными

Бунтари сопротивляются всем ожиданиям, как внешним, так и внутренним. Их выбор — действовать только на основе собственного решения, в свободе. Они противятся контролю, даже самоконтролю, и с удовольствием попирают все правила и ожидания.

Бунтари стремятся к собственным целям собственным путем и, хотя они отказываются делать то, что «положено», вполне способны добиваться выполнения поставленных ими задач.

Бунтари высоко ценят подлинность, решимость и привносят дух неукротимости во все, что делают. Иногда их непризнание над собой никакой власти чрезвычайно ценно для общества — но бунтари часто выводят окружающих из себя, потому что их невозможно ни о чем попросить и им не получается делать указания. Им наплевать на «люди на вас рассчитывают», «вы обещали это сделать», «это против правил», «сегодня крайний срок» или «так поступать невежливо».

На самом деле просьбы или приказы часто приводят к тому, что бунтари делают прямо противоположное. Окружающие должны быть очень осторожны, чтобы не пробудить в них дух сопротивления. В то же время часто бунтарей может стимулировать идея «всем показать». Например, скажите такому любителю протеста: «Не думаю, что у вас будет готовый к обсуждению план к пятнице». И он принесет его в четверг, чтобы доказать, что вы были не правы.

Иногда бунтари и сами не могут найти на себя управу, поскольку неспособны давать указания и самим себе.

Многие люди легко узнают себя по этим описаниям, но если вам хотелось бы точно определиться, здесь вы можете пройти тест.

Эти наклонности врожденные, но с опытом и мудростью к нам приходит умение сглаживать отрицательные моменты нашего психотипа. Например, я как ригорист научилась сопротивляться своей склонности автоматически соответствовать ожиданиям и задавать себе вопрос: «А почему я, собственно, на это соглашаюсь?».

Дело в том, что когда вы стараетесь убедить кого-нибудь что-нибудь сделать, вы добьетесь успеха, если будете учитывать тот мотивационный тип, к которому он принадлежит. Это касается и руководителя, старающегося помочь подчиненному делать работу в срок, и медсестры, убеждающей пациента принимать лекарство, и консультанта, коуча, наставника, психотерапевта, пытающегося помочь клиенту добиться поставленных целей.

Например, вопрошающий может изложить услужливому все причины для какого-либо действия, но эти логические доводы на самом деле не так уж много значат для последнего по сравнению с внешним контролем. А если сказать бунтарю: «По нашим правилам ты должен делать так», шансов, что он это сделает, станет скорее меньше, чем больше.

Читайте материал по теме: Любознательность не менее важна, чем интеллект

По моим наблюдениям, большинство людей принадлежат или к вопрошающим, или к услужливым. Очень немногие являются бунтарями, и, к моему удивлению, ригористов тоже мало. Поскольку ригористы и бунтари — величины незначительные, тем из нас, кто пытается влиять на поведение большого количества людей (нанимателям, страховым компаниям, учителям и инструкторам) стоит сосредоточиться на тех стимулах, которые помогают вопрошающим (объяснение причин) и услужливым (обеспечение контроля).

Самые счастливые и успешные люди — это те, кто нашел способ с пользой применять свою склонность к определенному поведению, и, что не менее важно, компенсировать свои недостатки. Если мы лучше вникнем в себя и в других, наша жизнь станет счастливее, здоровее и продуктивнее.

Читайте по теме: