Аутентичность может быть лишь еще одним способом подражания | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Аутентичность может быть лишь еще одним
способом подражания

В нашу эпоху подражание считается скорее подделкой, чем заискиванием перед кумиром.

Автор: Эрминия Ибарра

Аутентичность может быть лишь еще одним способом подражания

читайте также

Три логики организационной трансформации: часть вторая, логика адаптации

Марк Розин,  Павел Безручко

О чем вы будете сожалеть?

Маршалл Голдсмит

В поисках идей: сентябрьский выпуск

Как высказать свое мнение, чтобы к нему прислушались

Дэвид Рок,  Хайди Грант,  Халил Смит

Лей Джун, гендиректор китайской компании Xiaomi с оборотом в $10 млрд, известен как создатель смартфонов, повторяющих продукцию Apple как видом, так и функциями. Это можно увидеть на примере нового сверхтонкого смартфона Xiaomi. Но на этом сходство не заканчивается — журналисты постоянно называют лидерский стиль Джуна слизанным у легендарного основателя корпорации Apple. Вот что пишет Business Insider: «Джун носит черную водолазку и джинсы, прямо как Стив Джобс. Он стоит перед большим экраном и проводит четко продуманную презентацию, сосредоточенную на лучших свойствах продукта. Он ''заряжает'' аудиторию».

В нашу эпоху аутентичного лидерства большое значение придается оригинальности, и подражание считается скорее подделкой, чем заискиванием перед кумиром. Но вот в чем загвоздка: сама аутентичность стала перфомансом, да еще и проявлением самого что ни на есть конформизма.

Возьмем, например, речи, которые мы обычно слышим от американских, а также все чаще от европейских высокопоставленных корпоративных боссов. В последние годы они стали гораздо более персонализированными, но в то же время и более постановочными. Обычно спикер начинает с истории из жизни, предпочтительно о сложных жизненных обстоятельствах, ставших для него испытанием и выковавших его или ее как лидера. Затем следует мораль — «вот чему я научился», а также нередко замечание о том, как важно быть самим собой. Часто выступающий старается говорить с юмором и некоторым самоуничижением. Презентация проводится без пафоса, в духе экспромта, но на самом деле она продумана до мельчайших деталей.

В мире, наполненном выступлениями с мероприятий Ted и видео с YouTube, подобная «откровенность напоказ» стала обязательной частью «джентльменского набора» лидера, желающего продемонстрировать свой потенциал к восхождению на вершины корпоративного мира. «Вам нужно быть убедительным, незабываемым, веселым и умным. Вы должны притягивать как магнит», — пишет автор недавней статьи в The New York Times. При этом вам следует казаться оригинальным — или вас разнесут в пух и прах, как Джуна.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Мы даже не задумываемся о том, насколько все эти речи срежиссированы заранее, пока кто-нибудь не сделает чего-либо, не предусмотренного сценарием. Несколько лет назад я слушал основной доклад конференции в Пекине в исполнении китайского гендиректора и был поражен тем, насколько его слова и даже тон его речи были далеки от западной аутентичной нормы. Он подробно говорил о влиянии макроэкономических тенденций на бизнес и не произнес ни слова ни о себе, ни о своих убеждениях и опыте, ни о своем жизненном пути.

Способы убеждения и аргументы, которые мы используем, далеко не универсальны. Они глубоко укоренены в философских, религиозных и образовательных парадигмах каждой отдельной культуры. (Герт Хофстеде, автор ставшей переломной книги «Последствия культуры», делает именно такой вывод, рассказывая о том, как его голландская скромность в свое время помешала ему получить весьма желанную работу в американской фирме.) И в то же время некий шаблон для выражения аутентичного лидерства полностью принадлежит американской культуре и основан на таких идеалах, как раскрепощенность, самоирония и торжество индивидуума над всеми напастями.

Для бизнес-лидеров из других культур все это кажется противоестественным, даже недостойным. Китайская студентка с большим опытом работы рассказала мне о неловкости, которую она испытала на семинаре по аутентичному лидерству. «Люди, не пережившие значительных жизненных неудач, вынуждены были этого стыдиться», — сказала она. Ее приводила в ужас сама идея того, что подобными историями нужно делиться с совершенно незнакомыми людьми.

Читайте материал по теме: Как чересчур требовательным лидерам поладить с остальными

Мы наблюдаем многочисленные корпоративные инициативы, направленные на укрепление взаимопонимания между народами и уважение к различиям. Но, несмотря на это, от глобальных лидеров все еще ожидается, что они будут выражать свои идеи в уверенной манере и использовать личное обаяние для мотивации и воодушевления людей. В любом деле — вести людей за собой в неизведанное, поднимать моральный дух или продавать свои идеи различным заинтересованным лицам — от них требуется не только компетентность в своей сфере, но и грамотная подача материала, глубоко укорененная в личном опыте. Компетентность можно доказать лишь сокровенными реальными свидетельствами. Руководителей, продолжающих упорно оперировать фактами, цифрами и презентациями в PowerPoint, критикуют за недостаток видения и столь ценных социальных навыков убедительной коммуникации.

Ирония заключается в том, что аутентичность стала еще одним требованием, которому должен соответствовать бизнес-лидер. Особенно парадоксально это в связи с тем, что это качество призвано быть средством борьбы с «одинаковостью». (Ведь в конечном итоге от вас требуется быть самим собой, а не кем-то, кем вы должны быть в идеале.) Да, чтобы сподвигнуть людей на великие дела, нам необходимо научиться задевать их за живое. Но это можно делать по-разному. Когда мы все склоняемся к одной модели лидерства, упускается что-то весьма драгоценное.

Читайте по теме: