Палач не нужен | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Палач
не нужен

По моему глубокому убеждению, на самом деле на них действует не боль, а реальная эмоция руководителя, которая, да, бывает, выплескивается в резкой, недопустимой форме.

Автор: Елена Евграфова

Палач не нужен

читайте также

Как успокоить клиентов в эпоху автоматизации сервисов

Мишель Шелл,  Райан Бьюэлл

Парадоксы современного капитализма

Умар Хак

Новый мировой центр производства

Айрин Юань Сунь

Хотите быть счастливым, носите удобную обувь…

Гардинер Морс

На прошлой неделе на kommersant.ru была опубликована колонка Станислава Протасова, сооснователя компании Acronis, в которой он утверждал, что «стимулирование центра боли может оказаться очень эффективным способом получить от человека впечатляющие результаты». Если без эвфемизмов, то речь о том, что ради выгоды можно и нужно жестоко обращаться с людьми, которые от тебя зависят. По моему мнению, это не что иное, как цинизм, а зараженные цинизмом фирмы долго не живут. Так что я не уверена, что в долгосрочной перспективе такие управленческие приемы — во всяком случае так сформулированные — приведут к успеху.

Разумеется, компания — это не клуб по интересам. А людям свойственно экономить усилия, именно поэтому придумано множество вполне цивилизованных способов мотивировать их на подвиги. Никто не будет спорить и с тем, что жесткие методы воздействия в компаниях применяются и иногда бывают действенными. Но надо разобраться, что и как работает на самом деле. Разумеется, мы берем здоровые организации и управление ответственными, сильными, способными людьми (слабых, ленивых, сломленных оставляем сейчас за скобками). По моему глубокому убеждению, на самом деле на них действует не боль, а реальная эмоция руководителя, которая, да, бывает, выплескивается в резкой, недопустимой форме. Но это не прием, не холодное изуверское «воздействие на центры боли» — это живая реакция, сильный отклик человека, которому не все равно. Причем, это одинаково затратная эмоция и для того, кто ее выражает, и для того, на кого она направлена.

«Да, меня это бесит, трам-тарарам. Я вне себя от злости! Я устал слышать, что это невозможно сделать. Просто сделайте или ищите другую работу!». Руководитель, для которого его бизнес — дело жизни, действительно испытывает сильные чувства, а они — и позитивные, и негативные — заряжают людей, мотивируют их как ничто другое. К таким управленцам всегда особое отношение. Им зачастую прощают даже больше, чем следовало бы.

Еще одно условие лояльности к жестким начальникам — это самоактуализация. Бывает так, что с руководителем-хамом у тебя получается сделать невозможное, то, что не выходит с другими. Пример — режиссер из фильма «Трюкач» в исполнении Питера О’Тула. Это человек, не скованный нормами морали, но очень обаятельный и талантливый. Такой, кстати, хуже всего! Он может влезть тебе в душу и использовать тебя самым гадким способом. Но, черт побери, с ним у актеров получается сыграть их лучшие роли, а у сценариста — написать его лучший сценарий. И ему прощают. Правда, не факт, что, простив один раз, простят во второй. Характер — это всегда вектор движения. Позволишь унизить себя один раз и рискуешь в итоге потерять не только лицо, но и способности.

Читайте материал по теме: Ваш босс — психопат?

И последнее. Когда речь заходит об изуверских способах управления, всегда тревожат прах бедного Стива Джобса. И совершенно напрасно! Джобс — гений, поэтому не лучшая ролевая модель. Какой смысл копировать второстепенное, если не можешь повторить самого важного? Он был выдающимся провидцем, это главный его талант и залог успеха. Джобс был одержимым — сам жил и работал на пределе и требовал того же от других. К тому же он был очень везучим человеком, хотя, как оказалось, не во всем. Так что, прежде чем орать на людей, как Стив Джобс, попробуйте другие его штучки — по зубам ли? Например, он чуть не умер от истощения и болезни, когда скитался по Индии в поисках просветления. Он всегда был нон-конформистом и потому часто изгоем — коллектив на его первом месте работы ополчился против него и требовал его увольнения. Начальнику хватило ума просто отселить Джобса в подвал, где он никому не действовал на нервы. А однажды его вытолкал взашей инвестбанкир, к которому он пришел просить деньги на свою первую компанию. Джобс тогда ходил босой, в кабинет банкира явился в таком же виде, да еще положил грязные ноги на стол.

Если удастся повторить за Джобсом то, что действительно повторить трудно, тогда флаг вам в руки, возможно, и вам будут прощать то, что прощали ему, и у вас получится великая компания. Но лучше все же помнить, что люди, которые на вас работают, нужны вам не меньше, чем вы — им. И лучшие из них не станут терпеть менеджерские приемчики в виде «воздействия на центры боли».

Читайте по теме: