Читайте с сотрудниками художественную литературу | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Читайте с сотрудниками
художественную литературу

Читая одни и те же книги, люди сближаются.

Автор: Сара Грин Кармайкл

Читайте с сотрудниками художественную литературу

читайте также

Культура не виновата

Джей Лорш,  Мактэгью Эмили

Нелегкая дружба

Сабина Наваз

Пять страхов лидера: чего и почему боятся руководители

Уолт Ракович

Тонкое искусство и наука хвастовства

Лесли Джон

Должна признаться, концепция «летнего чтения» для взрослых никогда не была мне близка. В Северном полушарии, особенно в том месте, где я живу, три летних месяца — недолгая пора, когда приятно побыть на свежем воздухе. У школьников каникулы, у студентов тоже, и, если удастся, хорошо бы вырваться на какой-нибудь пляж хотя бы на выходные. До чтения ли тут?

Но в длинные осенние и зимние вечера самое оно прикорнуть с книжкой. Так что, когда я узнала о новой некоммерческой организации Books@Work, которая пытается привнести удовольствие чтения прямо на рабочее место, я решила в этом разобраться и поговорила с ее исполнительным директором Энн Коваль Смит о том, как книжный кружок на работе может улучшить жизнь коллектива.

Вы называете себя не книжным клубом, а «семинаром для вольнослушателей». В чем состоит различие?

Книжный клуб не имеет структуры. А у нас программу ведет преподаватель, он делится своими знаниями о любимой книге. Причем мы ставим себе задачу не просто изучить текст, но также обнаружить и обсудить новые идеи. Нечто среднее между книжным клубом и университетом, как мне кажется.

Кто в этом участвует?

Мы главным образом обращаемся к тем 60% взрослого населения Америки, которые не имели возможности учиться в университете. Это шанс для сотрудников, которым работодатель не оплачивал различные курсы повышения квалификации. И мы убедились, что такие кросс-функциональные и кросс-иерархические программы, на которых рядовые продавцы сидят рядом с главой отдела, играют важную социализирующую роль в компании.

И это в самом деле влияет на жизнь организации или все сводится к хобби?

Читая одни и те же книги, люди сближаются. Мы поговорили также с руководителями, спросили их: «Уменьшилась ли текучесть кадров? Стали сотрудники лучше работать в команде, больше вкладываться в процесс, проявлять интерес к инновациям?» Мы еще только начинаем, но уже некоторые менеджеры подтвердили, что сотрудники стали более открыто высказываться на различные темы, делиться идеями и даже спорить: напрактиковались на семинаре и теперь отваживаются делать то же самое на совещаниях. Это особенно полезно в структурах с жесткими иерархиями.

Вокруг каких книг разгорается наиболее оживленная дискуссия?

Для каждой группы подбирается своя книга, нет единого волшебного рецепта для всех. Но мы твердо решили не обсуждать бизнес-литературу и всякие справочники и руководства. Очень хорошо идут книги, о которых бы заранее никто и не подумал, что они окажутся интересны людям этой профессии. Как раз вокруг них образуется наиболее интересный разговор.

Читайте материал по теме: Как читать не читая

В одной компании преподаватель предложил обсудить «Век невинности» Эдит Уортон и группа начала сравнивать жизнь Позолоченного века (период после окончания Гражданской войны и реконструкции Юга) в Нью-Йорке и современное общество.

Другой случай — «Снег на кедрах» Дэвида Гутерсона. Там одна из тем — жесткое противопоставление «нас» и «их» после Второй мировой войны. Вроде бы это не имеет отношения к современным реалиям жизни и работы наших читателей, но, как выяснилось, их компания только что пережила слияние с другой фирмой, и им было важно понять, как преодолевается такое противопоставление и складывается единое общество, единая команда.

Наш самый первый опыт — чтение «Жерминаля» Эмиля Золя с группой официанток из кафе. Книга непростая. Там речь идет о шахтерах, время действия — XIX век. Золя глубоко вникает в вопрос, почему одни люди живут лучше других, разбирает и другие социальные язвы и проблемы. Ведущая семинара сказала, что участники были очень довольны — и сама она тоже: мысли прозвучали далеко не те, которые обычно она слышит в университете на первом курсе. Она сказала, что работа на семинаре изменила ее подход к преподаванию этой книги.

А бывало так, что книги никого не цепляли?

Пожалуй, некоторые книги слишком сложны, с ними оказалось непросто сладить. Одна группа измучилась с «Путешествиями Гулливера». Другая группа читала «Горбатую гору» Энни Пру. Это, пожалуй, самая ободряющая история во всем сборнике, ведь сборник довольно мрачный. И хотя каждый нашел в этом рассказе что-то личное, все признавались, что чтение показалось им изнурительной работой. Но даже непонравившаяся книга дает пищу для размышлений.

Читайте материал по теме: Медитация по расписанию

Мне кажется, я понимаю, о чем вы. Я недавно прочла «Сын повелителя сирот» — это мощная книга о Северной Корее, но читать ее трудно, это очень грустная и тяжелая история.

Вот именно.

Но вот чего я боюсь: не воспринимает ли часть сотрудников эти семинары как покушение на их досуг? Вторжение в личную жизнь? С негативными реакциями вам не пришлось столкнуться?

Никого силой на семинар не тащат, так что вторжением в личную жизнь это едва ли можно назвать. Каждый вправе отказаться от участия в любой момент. Мы же не кричим людям: «Это так полезно, вы непременно должны это попробовать». Мы говорим примерно так: «Возможно, вам это понравится, и мы были бы рады вам это предложить». К тому же дискуссии, как правило, проводятся в рабочее время, личное время уходит только на само чтение.

Если кто-то захочет попробовать это самостоятельно, есть ли у вас инструкции или советы на такой случай?

Книга должна затрагивать широкие проблемы. У нее может быть сложный сюжет, но главное, чтобы читатель мог поставить себя на место кого-то из персонажей. Что интересно, чем ближе описываемые события к реалиям жизни и работы читателей, тем более «техническим» кажется сам процесс чтения и тем меньший интерес он возбуждает. Удивительно, сколько зацепок и связей находят люди именно в книгах, которые вроде бы не имеют никакого отношения к их повседневной деятельности. Ведущий семинара помогает участникам самостоятельно искать эти связи, а не навязывает тему и мнения для обсуждения.

Читайте по теме: