Злитесь! Это пойдет на пользу вашей карьере | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Злитесь! Это пойдет на пользу
вашей карьере

Порой необходимо быть злым — и тогда вам не понадобится психиатр и не будет причины и жаловаться, как мало вас ценят на работе.

Автор: Ирина Гусинская

Злитесь! Это пойдет на пользу вашей карьере

читайте также

Все как у всех

Елена Евграфова

Экология — золотая жила для бизнеса

Нидумолу Рэм,  Прахалад С.К.,  Рангасвами М.Р.

Почему и как приходится увольнять хороших сотрудников

Пэт Уэйдорс

Исследование: небольшие, но точно обозначенные скидки эффективнее увеличивают продажи

Разве не прекрасно было бы жить в мире, исполненном гармонии и согласия, в окружении исключительно благородных, порядочных, чутких людей? Конечно, прекрасно, вне всякого сомнения, но это несбыточная мечта, давайте признаемся себе в этом раз и навсегда. Человек человеку, может, и не волк, но далеко не всегда товарищ, друг и брат — и далеко не все относятся к ближнему согласно золотому правилу нравственности. Можно сколько угодно долго сетовать на несправедливость мироустройства и окружающих, в упор незамечающих ваших высоких душевных и беспрецедентных профессиональных качеств, но пока вселенная к вам не прислушалась, а мир под вас не прогнулся, нужно добиваться успеха своими силами. Неоднозначный способ подробно описывает немецкий профессор Йенс Вайднер в своей книге «Стратегия пеперони» («Die Peperoni-Strategie: So nutzen Sie Ihr Aggressionspotenzial konstruktiv»): он предлагает каждому, и в первую очередь исполнительным тихоням, выпустить на волю свою агрессию. О пользе негативных эмоций и сублимации их в нечто полезное в последние годы пишут все чаще серьезные издания вроде Scientific American.

Логика налицо: если вы умеете быть жестким, отвечать отказом и не выражать всем своим видом постоянную готовность броситься на помощь (так называемый синдром помощника), то не станете жертвой несправедливости и эксплуатации. И уважать вас будут больше. Можно развить в себе способность говорить «нет» и настаивать на своем, но Вайднер пошел дальше. Он предлагает научиться получать удовольствие, защищая собственные интересы.

Читайте материал по теме: Что делать, если вы уже ненавидите вашу новую работу

К изобретению ныне известной в германо-язычном мире «стратегии пеперони» профессор пришел неожиданным путем. В середине 80-х годов, когда Йенс был студентом, он на практике убедился в эффективности нового метода перевоспитания малолетних преступников — целенаправленного снижения уровня их агрессивности. А в 1993 году к Вайднеру обратился доктор Боссхарт, директор авторитетного швейцарского Института социальных и экономических исследований им. Готлиба Дуттвайлера (GDI). Его интересовало, можно ли не снижать, а, наоборот, целенаправленно повышать уровень агрессивности. Тогда Вайднер и разработал тренинг по добавлению остроты в профессиональную жизнь — и успешно проводит их до сих пор.

Действительно, агрессивность невозможно игнорировать и крайне вредно подавлять (см. статью The New York Times аж 1983-го года), а тем более полностью от нее избавиться: она важна для выживания человека. Вопрос лишь в том, как ее использовать: конструктивно или деструктивно. Читаем у Аристотеля: «Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому». Что же отличает позитивную агрессивность от примитивной озлобленности? Хедвига Келльнер, эксперт в сфере менеджмента, убеждена: моральные принципы. Она называет следующие характеристики позитивно-агрессивных людей. Они:

  • твердо отстаивают свои интересы и интересы компании, но при этом не ставят своей целью уничтожение и унижение противников;
  • не забывают тех, кто помог им в трудный час;
  • активно противостоят хамству и некомпетентности.

Читайте материал по теме: «Отчаянная вежливость» может разрушить вашу карьеру

На рабочем месте вас не должны любить — вас должны уважать (Вайднер постоянно подчеркивает: стратегию пеперони можно применять исключительно на работе; личную жизнь она быстро приведет к краху!).Стремление никого не обидеть приносит деловому человеку больше вреда, чем пользы. Поэтому список качеств, которые полезно натренировать тем, кто стремится к успеху, Вайднер продолжает следующими, на первый взгляд, малосимпатичными навыками:

  • использовать в своих интересах слабости других;
  • расстраивать планы противников;
  • с легким налетом высокомерия держать дистанцию;
  • пользоваться добротой окружающих;
  • парировать удары любой ценой (особенно мне понравились фразы: «Продолжайте говорить! Возможно, в процессе вам удастся сказать что-нибудь более осмысленное!» и «У меня есть ровно две минуты свободного времени. Вы как раз успеете рассказать все, что знаете по этой теме!»).

Всякому воспитанному человеку, а особенно классической «хорошей девочке», продолжающей идеалистически верить в честную конкуренцию, такое поведение кажется абсолютно неприемлемым. Разумеется, важно знать меру. Но порой необходимо быть злым — и тогда вам не понадобится психиатр и не будет причины и жаловаться, как мало вас ценят на работе. Применяйте агрессию в гомеопатических дозах, добейтесь того, чтобы все знали: если ваши интересы ущемить, мало не покажется. Тогда-то в вас и признают ценного сотрудника, которого пора продвинуть по службе.