читайте также
Руководителям под грузом дел приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы быть мягкими, человечными и… приятными. Многие так поступают, потому что так кажется проще и эффективнее. Мало кто хочет быть «плохим парнем». Но лидеры должны уметь принимать трудные решения, которые служат интересам компании и команды в целом. Быть слишком приятным значит быть ленивым, неэффективным и безответственным.
Я видел подобное множество раз. Несколько лет назад мой ведущий специалист сделал неправильный выбор, наняв неподходящего сотрудника. Это может случиться с каждым, и лучший способ исправить ситуацию — действовать быстро и жестко. Несмотря на мои требования оставить попытки, мой подчиненный пытался наладить общение с этим сотрудником. Но все силы были потрачены впустую. Вот урок для любого руководителя. Хорошо только то, что сочетается с рациональной перспективой и способностью принимать трудные решения.
Есть еще несколько других сценариев, когда мягкость не приносит никому — ни вам, ни коллективу — никакой пользы:
Вежливый обман. Вы участвовали в «мозговых штурмах»: все пытаются решить конкретную проблему, и тут кто-то, обладающий авторитетом, выдает смехотворное решение. Вместо того чтобы ответить ему честно, люди хмурят брови, кивают, как будто кто-то дергает их за веревочки, и по комнате разносится нечеткий ропот. Никто не в силах высказать мягкое предположение, почему эта идея не сработает. В моей компании запрещено использовать вежливую ложь. Если что-то не так, мы безотлагательно обращаемся друг к другу. Почему? Взращивать стереотип поведения «каждый получает награду» невыгодно: уважение нужно заработать.
Долгое промедление. Иногда претендент просто не подходит на конкретную позицию. Может показаться, что проще оставить его на той должности, на которой он находится, чем разбираться, почему он не подходит, но это заблуждение. Постарайтесь устоять перед соблазном продлить конфронтацию в попытке посмотреть, не улучшится ли ситуация. Вы оказываете оппоненту медвежью услугу, оставляя его в неопределенности, особенно когда становится ясно, что он или она просто недотягивает до необходимого уровня. Проявите доброту, отчетливо сообщите об отказе, но не будьте «приятным». Действуйте как хирург. Выкладывайте все начистоту. Помогите человеку перейти туда, где он реально преуспеет и не будет обузой. Принимая в расчет проблемы сотрудника, вы сразу же улучшаете общую атмосферу и работоспособность: со временем вы начнете привлекать в фирму людей с похожими ценностями и убеждениями.
Не будьте тряпкой. Когда вы слишком толерантны — к поставщикам, которые опаздывают, коллегам, которые не выполняют свою работу, покупателям, которые отказываются платить, — вы позволяете другим людям попросту дурачить вас. Когда вы слишком щедры, потакая другим, вас перестают уважать. Вообразите реакцию своих самых одаренных, собранных и мотивированных сотрудников, наблюдающих, как вы даете «середнячкам» поблажку за поблажкой. В них растет ярость и негодование, моральный дух падает, и вы теряете авторитет. Подумайте, как отреагируют самые верные клиенты, если увидят, как легко удается другим одерживать над вами верх. Ваша репутация несомненно пострадает. Эти проблемы решать все сложней, если они накапливаются. Вам не нужно быть свирепым, чтобы вас уважали, но вам нужно, чтобы организация придерживалась определенных стандартов: и вы обязаны быть уверенным в своих людях. Правила помогают, когда требуется судьбоносное решение. Никаких опозданий, сомнений и пререканий.
Неспособность наблюдать за собой. Не слишком ли вы снисходительны к самому себе? Самоанализ — важный инструмент руководителя, но управленцы часто забывают им пользоваться. Если вы задаетесь вопросом, что вас с командой сдерживает, поменяйте свой лидерский стиль. Если вы дадите возможность подчиненным сказать вам, что они о вас думают, без страха и колебаний, вы получите ценное мнение и неимоверно вырастите как руководитель.
Разумеется, вашим коллегам не сойдет с рук неуважение, жесткость или запугивание на рабочем месте. Есть большая разница между эффективным руководителем с высокими ожиданиями и мягкотелостью. Не путайте вежливость или приязнь с хорошим руководством.
Читайте по теме: