читайте также
У всех выпадает на работе плохой день, а то и затяжные периоды разочарования. Но как нащупать разницу между обычным, преходящим недовольством и подлинным конфликтом? Как понять, что тебе и впрямь пора двигаться дальше? И если пора — как осуществить это поаккуратнее?
Что говорят специалисты
Уход с работы грозит негативным влиянием не только на карьеру, но и на личную жизнь. Но гораздо опаснее — застревать на непригодной для тебя должности. «Многих людей настигает недовольство жизненной ситуацией», — говорит Леонард Шлезингер, президент колледжа Бэбсона и соавтор книги «Just Start: Take Action, Embrace Uncertainty, Create the Future». Зачастую человеку психологически легче ничего не менять. «Многие люди чересчур долго остаются на “плохой работе”, потому что корпоративный мир настроен на то, чтобы удерживать каждого на уже занятом месте, а не на то, чтобы подбирать сотруднику идеально соответствующую роль», — поясняет Дэниэл Гулати, предприниматель в сфере технологий и соавтор книги «Passion and Purpose: Stories from the Best and Brightest Young Business Leaders». И все же не застревайте. Вот как вы сможете определить, настало ли время менять место работы, и если да, эти же правила помогут вам уйти без ущерба для себя.
Следите за приметами
Прежде всего проверьте, в какой мере вас радует ваша повседневная деятельность или общая перспектива. «Когда меня спрашивают, как дела, я отвечаю, что люблю свою работу. Это не значит, что я наслаждаюсь рутиной каждого дня», — уточняет Шлезингер. Вот некоторые признаки, указывающие, что у вас что-то не ладится.
- Вы даете себе зарок уйти, но никак не уходите. Гулати говорит, что подобные фальстарты — показатель скрытой проблемы.
- Вы не мечтаете занять место своего начальника. Если вам противна сама мысль оказаться на месте вашего босса, стоит призадуматься. С большой вероятностью, «хищные коллеги скоро обойдут вас, а разочарование усугубится», — говорит Гулати.
- Вы не получаете желаемых результатов. Если вы все время стараетесь добиться лучших результатов, но у вас никак это не получается, пора подумать, имеются ли у вас необходимые условия для достижения желаемого и ценят ли ваши усилия начальники и коллеги. Шлезингер предупреждает: порой задача оказывается непосильной — слишком большой объем работы, слишком сложные интриги вокруг, недостает ресурсов или у самого работника нет нужного опыта и умения.
Если вы обнаружили один из этих симптомов, а тем более несколько, обратите на это внимание и спросите себя, разумно ли и приемлемо ли для вас оставаться на этой должности. Вполне вероятно, что вы платите за это слишком высокую цену, упуская лучшие возможности и постоянно живя в стрессе.
Проверьте атмосферу
Чтобы убедиться, в самом ли деле пора уходить, нужно провести несколько экспериментов и сверить свои ощущения с реальностью. «Лучше полагаться на информацию, полученную в живом общении с людьми, а не просто кружиться вокруг своей оси в офисном кресле», — советует Шлезингер. Он предлагает откровенно поговорить с начальником о том, как к вам относятся и чего бы вы могли добиться на нынешнем месте. Если вы считаете, что босс на такой разговор не пойдет, то прислушайтесь к совету Гулати: перечитайте отзывы о вашей работе за последние два года. «Эти оценки ободряют вас или от них руки опускаются? Если при всем вашем старании оценки не становятся лучше, имеет смысл уйти, пока вы не подорвали свою репутацию», — советует он. Или другой вариант проверки: в следующий раз, когда начальник будет подбирать человека для выполнения сложного задания, вызовитесь добровольцем. Если вас обойдут, значит, не считают перспективным и опять-таки пора уходить.
Разобраться с рисками
Перед окончательным принятием решения не забудьте учесть и его минусы. Даже если эта работа вам не подходит, уходить страшно: будут нарушены сложившиеся отношения, вы лишитесь гарантированного источника дохода, возможно, это неблагоприятно отразится на резюме. По мнению Гулати, в среднем человеку за всю жизнь выпадает десять случаев уйти с работы — примерно раз в четыре года. «Если будете менять место работы намного чаще, вас сочтут “летуном”», — говорит он. Это повредит профессиональной репутации, осложнит получение работы в будущем. «Совсем обидно, когда удается найти “правильную” работу, но вас не принимают из-за странностей в прежней должности», — замечает Гулати.
Уходите не откуда-то, но куда-то
Снизить риск удастся, если прежде, чем уйти, вы определитесь со следующими шагами. Оба наши эксперта согласны, что нужны хотя бы наметки будущих действий, если уж не полномасштабный план. «Важно уходить с целью обеспечить себе новую, хорошую работу, а не поддавшись капризу, сиюминутному желанию уйти от негативной ситуации. Если нынешняя работа опротивела, уходить нужно непременно, однако сначала следует разобраться, что бы вас могло устроить в будущем», — говорит Гулати, а Шлезингер добавляет: «Я бы не стал уходить без плана. Планом может быть и намеченный вами ряд опытов с целью разобраться, какая работа вам подходит, а может быть, и продуманная стратегия». К сожалению, это не всегда возможно. «Многие люди уходят резко, в особенности, если у них имеется финансовая “подушка” или они хотят спокойно все обдумать на досуге», — говорит Гулати.
Не хлопайте дверью
Вы мечтаете объяснить боссу, куда он может засунуть эту работу? Да, сиюминутное облегчение такой взрыв вам принесет, но на дальнейшей карьере отразится негативно. «Нет ничего хуже, чем попасть в плохую ситуацию и плохо из нее выйти. Очень важно, и как вы пришли, и как уйдете, — говорит Шлезингер. Обсудите ситуацию с людьми, которые вам дороги — с супругом или супругой, с детьми и друзьями. Попросите совета у прежних начальников или наставников. И вот что настойчиво рекомендует Шлезингер: «Посмотрите на ситуацию глазами вашего начальника и подумайте, как начать процесс расставания, сохраняя взаимное уважение». Гулати согласен: «Как надумаете уходить и назначите себе срок, сразу же известите непосредственного начальника и пройдите положенную процедуру».
Основные принципы
Что делать:
- Задайте себе вопрос, можно ли справиться с этой работой, в ваших ли силах с ней совладать и какова цена вопроса.
- Проведите небольшие эксперименты, чтобы убедиться в непоправимости нынешней ситуации.
- Продумайте, что вы будете делать дальше, и только потом уходите.
Чего не следует делать:
- Не оставайтесь, если вы не претендуете на место своего начальника или кого-то еще из вышестоящих в будущем: значит, вы не видите для себя перспективы.
- Не сжигайте мосты, как бы вам все тут ни надоело — не надо портить профессиональную репутацию.
- Не привыкайте все время менять место работы — это выглядит не очень хорошо выглядит в резюме.
Разбор примера №1: взвесить, стоит ли оставаться
Адам Парк (имя изменено) в начале 2007 года устроился на работу в гонконгский филиал Goldman Sachs, в отдел деривативов. Адаму работа нравилась, он получал от нее именно то, на что рассчитывал: усваивал ценный опыт и работал вместе с умными, талантливыми людьми. Но под конец 2008 года положение изменилось.
Финансовый кризис вынудил компанию провести сокращение штатов. В первом раунде Адаму удалось сохранить свое место, обошлось все и при последующих сокращениях, но сама ситуация действовала на нервы. «Выходишь на обеденный перерыв, возвращаешься — а соседа уже нет», — жаловался он. Ему также казалось, что увольнения были организованы несправедливо. «Сотрудника с двадцатилетним стажем увольняли наравне с новичками», — поясняет он. После первого раунда уцелевшим обещали, что их не тронут, они, мол, лучшие кадры компании. Но спустя несколько месяцев кое с кем из «лучших» все же расстались. И тогда Адам решил уйти. «Помню, как я сказал себе: “Да им же на меня плевать. На всех плевать”». Момент для ухода с работы — тем более добровольного — был самый неподходящий, так что Адам решил не спешить. Но он начал подыскивать другие вакансии.
Однажды в обеденный перерыв Адам шел в тренажерный зал, и по дороге полицейский попросил его принять участие в поисках потерявшегося ребенка. Первой мыслью Адама было: «Мне некогда» Он остался и помог, но долго еще упрекал себя за эгоистическую реакцию. «Как же так? Еще два года назад мне бы и в голову не пришло, что я слишком занят и не стану помогать полиции и женщине в поисках потерявшегося ребенка. Что со мной происходит?» Этот опыт убедил Адама, что работу нужно менять. Теперь уже она обходилась ему слишком дорого. Дождавшись выплаты премии, он уволился. Работу он нашел не сразу (лишь через год с небольшим в юридическом отделе другой аналогичной компании), а отпуск потратил на путешествие и общение с друзьями и семьей. «То было самое правильное решение в моей жизни, — утверждает он. — Человеку необходима порой душевная тишина».
Разбор пример №2: Задай себе один-единственный вопрос
Амаль Капур (имя вымышленное) в течение полутора лет работал старшим консультантом в международной консалтинговой фирме. Об увольнении он задумался, потому что работа перестала его интересовать. «Это не было обычным “отливом”, переменой настроения: я стал обдумывать свою роль и устраивает ли меня эта компания по-прежнему», — рассказывает он. Амаль перебрал все факторы, которые следовало учесть, принимая решение — финансовый вопрос, соотношение профессиональной и личной жизни, дальнейшие перспективы — но никак не мог понять, что же из этого для него наиболее важно.
И тогда наставник посоветовал ему ответить себе всего лишь на один вопрос: «Чего ты хочешь от своей работы?» Амаль подумал и понял, что он хочет приобрести опыт и однажды начать собственное дело. Значит, ему требовался опыт ведения дел и опыт настоящего лидерства, а ни того, ни другого он на этой своей должности получить не мог.
Он решил перейти в компанию поменьше, но на более ответственную должность. Сначала Амаль искал новую работу, не бросая старую, но времени на поиски не хватало. Его более всего смущал финансовый вопрос, но в итоге он подсчитал, что несколько месяцев продержаться без зарплаты сможет. Не хотелось затягивать с этим делом. «Чем дольше я засиживался на работе, которая никак не соответствовала моим дальнейшим планам, тем больше была опасность разувериться в своих силах. Мне пришлось рискнуть, поверить в себя, в способность найти не какую-то там работу, а именно ту, что нужна лично мне», — рассказывает Амаль. Он искал два с половиной месяца и устроился в небольшую медиакомпанию.
Читайте по теме: