Забытая теория интеллигентности | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Забытая
теория интеллигентности

В своей тоске по затертому культурному коду десятки молодых заявляли что не слышат от государства сигналов, позволяющих понять, кого оно готово рассматривать в качестве национального идеала для подражания юношеством.

Автор: Анатолий Ермолин

Забытая теория интеллигентности

читайте также

Рожденные подражать

Евгения Чернозатонская

Как боты захватили Twitter

Александра Сэмюэль

Генетика и анатомия организации*

Керби Джулия

Дерк Сауэр

Анна Натитник

Очень рад, что проблема «хорошего человека» оказалась столь важной для моих читателей. Один из моих друзей в Facebook (Леонид, 30 лет) острее всех оттенил значимость поднятой темы: «Мне кажется, что пока не сформирован (сформулирован) образ хорошего человека — ничего в наших заклинаниях путного не будет, — среда переформатирует на свой убогий лад наших детей, и только единицы из них смогут пронести в себе свет гуманизма. Сегодня, когда вокруг информационная бездна и тьма, когда последние 25 лет идет смена культурного кода, заклинания не помогут».

Дальше — жестче: «Меня воспитывали на книгах о советских партизанах, доблестных краснофлотцах, летчиках и моряках, на книгах о пионерах-тимуровцах. Зайдите сегодня в книжный магазин — последние два десятка лет тема героизма и порядочности была табуирована, а с экрана я только и слышал, что мой народ раб, мой народ неполноценен и так далее».

В своей тоске по затертому культурному коду и вдохновляющему образу героя нашего времени Леонид не одинок — десятки молодых людей из самых разных уголков России на недавно прошедшем Общероссийском гражданском форуме (ноябрь 2013 года) в один голос заявляли мне (как эксперт-модератор я отвечал за секцию «молодежная политика»), что не слышат от государства сигналов, позволяющих понять, кого оно готово рассматривать в качестве национального идеала для подражания юношеством. Не мудрено — не там слушают.

Устраивающий меня образ для подражания я лично открыл у Алексея Федоровича Лосева (1893—1988 гг.). На мой взгляд, его теория интеллигентности при проектировании новых педагогических систем для «заблудившейся» России может быть смело взята в качестве краеугольного камня. Вот лишь некоторые короткие тезисы.

  • Про миссию: «Культурное дело интеллигентности — решительно действовать в общечеловеческих интересах, критически понимая реалии общественно-исторической обстановки».
  • Про мотивацию: «Интеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств и инстинктивное к ним отвращение … У интеллигента рука сама тянется к тому, чтобы вырвать сорную траву в прекрасном саду человеческой жизни».
  • Про целеполагание: интеллигенты — бескорыстные «воины» культурного отбора, в том смысле, что обеспечивают суть культурного развития — осуществляют «сознательную работу духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека».
  • Про отношение к окружающему миру: «Культурная значимость интеллигентности… — не созерцать, но переделывать действительность».
  • Про арсенал ключевых компетенций: «Она (интеллигентность) всегда сознательна, предприимчива, предусмотрительна. Интеллигентность существует только там, где есть вооруженность против всякого рода природных, общественных и исторических несовершенств».
  • Про рыцарское отношение к жизни: «И притом интеллигентность не есть просто вооруженность, но и готовность вступить в бой».
  • Про ценности боя: «А чтобы вступить в бой, надо ориентироваться в общественно-политической обстановке. Но так как подобная ориентация требует уже критического подхода к действительности, то интеллигентность свойственна только такому человеку, который является критически мыслящим общественником… Еще надо знать, когда вступать в бой, а когда не вступать».
  • Про прописные истины, которые забывает «поколение игрек»: «Быть интеллигентом — значит постоянно и неустанно трудиться».
  • Про цену интеллигентности: «В истории редки и непродолжительны периоды, когда можно быть интеллигентом и в то же самое время быть уверенным в собственной безопасности. Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него».
  • Про манеры: «Подлинный интеллигент всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен… интеллигентность почти всегда бессознательна… интеллигент не мыслит свою интеллигентность, но дышит ею, как воздухом».
  • Об истоках: «Идеология интеллигентности возникает сама собой и неизвестно откуда».

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена