Перестаньте документировать, начните жить! | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перестаньте документировать,
начните жить!

Похоже, мы вступили в эпоху, когда документирование нашей жизни взяло верх над тем, чтобы фактически проживать ее.

Автор: Дэниел Гулати

читайте также

Комплексный подход к продажам

Дадли Роберт,  Нараяндас Дэс

«Я вас не понимаю»: почему компании теряют клиентов во время пандемии и как этого избежать

Джерардо де ла О,  Мэтью Диксон,  Тед Маккенна

Образование среднее? Нет, лучшее

Клинцов Виталий

Регина фон Флемминг: «Бизнес должен вернуть доверие общества»

Нечто невообразимое случилось на свадьбе моего друга месяц назад. Когда жениха попросили подтвердить свое желание взять свою невесту в законные жены, он поднял руку, как бы говоря: «подождите». Звуки удивленного шепота сменились смешками облегчения, когда он вытащил свой iPhone в середине процесса бракосочетания. Он написал в твиттере «I Do» — своей сотне читателей.

Человек, с которым я встречался вчера за кофе, был столь занят, набирая протокол нашей встречи Google doc, что не мог нормально поговорить со мной. Даже после того как я получил его подробный отчет по электронной почте, у меня осталось ощущение, что мы потеряли время и не продвинулись достаточно глубоко, чтобы обсудить конкретные, важные вопросы.

В канун Нового года в прошлом году, в то время как тысячи людей вели отсчет от десяти до одного, я смотрел на Сиднейскую бухту. Я был в шоке от того, что большинство людей фотографировало фейерверки, вместо того чтобы по-настоящему любоваться ими.

Похоже, мы вступили в эпоху, когда документирование нашей жизни взяло верх над тем, чтобы фактически проживать ее. Быстрый взгляд на социальные сети позволяет сделать именно такое предположение. На Facebook сегодня будет загружено около 200 миллионов фотографий. Мы также обращаемся к множеству других социальных сетей, таких как Instagram (загружается 15 фотографий в секунду) и Path (1,5 млн единиц контента в день), чтобы тщательно зафиксировать свои переживания. И по мере роста продаж смартфонов, эти платформы будут все более прочно входить в нашу повседневную жизнь. Как сказал один человек, пристрастившийся к Instagram, о фиксации моментов свой жизни: «У меня нет проблемы... Я просто чувствую, что мне нужно поймать это, прежде чем оно пройдет». Таким образом, новое поведение в социальных сетях заключается в создании, как язвительно заметил один венчурный капиталист, «журнала драгоценных моментов, чтобы разглядывать в будущем".

Проблема в том, что нам приходится выбирать: фиксировать эти моменты или внутренне переживать их течение. То, что мы не можем сделать то и другое одновременно, кажется очевидным: вряд ли мы сможем в полной мере насладиться концертом, если мы заняты фотографированием группы. Недавние исследования напрочь разрушают эту иллюзию, показывая, что наша производительность падает, когда мы пытаемся выполнить обе задачи: кодирования (ощущения того, что вокруг вас), задачу выбора реакции (фиксация стимула) в одно и то же время. Так что в следующий раз, когда вы участвуете в большой встрече, спросите себя, что лучше 1) быть активным полностью вовлеченным участником или 2) отчаянно строчить всеобъемлющий конспект для последующего использования, игнорируя при этом критическую динамику группы, которая может значить гораздо больше: ­­вербальные сигналы, многозначительные позы и нюансы изменения тона голоса.

Вот почему мы так одержимы сохранением моментов вместо того, чтобы наслаждаться ими:

1. Мы подключены к системе накопления. Психологи уже давно поняли силу психологического накопления. Люди конкурентны по своей природе. Нам нравится подсчитывать свои победы, и прежде всего мы любим говорить, что мы «были там и сделали это». Социальные сети создают такие крючки, как учет читателей и виртуальных фотоальбомов, которые заставляют наш опыт казаться более ощутимым, что дает нам ложное чувство накопления. Как если бы наши самые важные моменты вдруг стали предметом коллекционирования.

2. Мы жаждем признания от наших коллег. Мало того, что мы стремимся создать свой «банк опыта», нам нужно еще, чтобы люди заметили и оценили наши запасы. После того как наши основные потребности человека (такие, как пропитание и крыша над головой) удовлетворены, как говорил знаменитый психолог Маслоу, наши потребности в утверждении достоинства: общественное признание, личное достоинство человека и достижения — становятся критическими для нашего ощущения себя счастливыми. Что может быть лучше, чем войти в систему и увидеть множество новых лайков и комментариев? Более 700 миллионов комментариев и лайков в день добавляется только на Facebook, создавая огромный гудящий улей виртуальной обратной связи.

3. Теперь все стало проще, чем когда-либо. Последние обновления платформ, такие как упрощенная загрузка в Instagram или новый формат профиля в Facebook, подталкивают нас, чтобы документировать все больше моментов нашей повседневной жизни. Учитывая взрыв продаж смартфонов и планшетов, мы будем делать это с большего количества устройств, чем когда-либо.

В сегодняшнем мире легко воспринимать свой ежедневный личный и профессиональный опыт как своего рода зарубки с целью создания чувства значимости в будущем. Но почему бы не позволить этому будущему настать сейчас? На вашей следующей встрече с клиентом отложите свой iPad в сторону и произведите впечатление через живое, личное общение. А за пределами офиса не путайте фиксирование своей жизнью и наслаждение ею. Когда в следующий раз вы обнаружите себя в центре событий, просто живите — и оставьте свой телефон в кармане.

* деятельность на территории РФ запрещена