читайте также
Эффективная коммуникация имеет решающее значение для достижения успеха любого взаимодействия, будь то на рабочем месте или в личной жизни. Но общение эффективно только в том случае, если оно принимается. Именно поэтому лучшие коммуникаторы адаптируют и корректируют свой подход в зависимости от стиля общения собеседника. Речь идет не о том, чтобы быть неискренним или фальшивым, а о том, чтобы осознавать, что разные приемы работают для разных людей и не существует универсального подхода к общению.
Учитывая стиль общения своего визави, вы можете значительно повысить свои шансы на то, чтобы раскрыть лучшие качества другого человека и добиться желаемого результата. Перед вами руководство по основным правилам, что можно и нельзя делать при общении с агрессивными, пассивными, пассивно-агрессивными и ассертивными коммуникаторами.
Агрессивные
Агрессивные коммуникаторы часто пренебрегают чувствами и мнениями других людей. Они сосредоточены на том, чтобы быть всегда «правыми» или побеждать, поэтому часто бывают грубы, перебивают, говорят наперекор другим и стремятся к конфронтации, не желая слушать.
Можно:
- Сохранять спокойствие, обезличиваться и сопереживать. Признайте их чувства и дайте им возможность почувствовать себя услышанными. Агрессивная реакция часто не имеет отношения к вам, а связана с неспособностью другого человека регулировать свои эмоции.
- Быть напористым и отстаивать свои интересы, используя предложения с «я», а не «ты». Переходите к делу, донося свою мысль уверенно, четко, прямо и кратко. Если это допустимо и уместно, указывайте на их плохое поведение.
Нельзя:
- Быть расплывчатым, неуверенным или слишком много объяснять. Агрессивные коммуникаторы часто бывают нетерпеливы, и их раздражают люди, которые много болтают или говорят иносказательно.
- Самим втягиваться в ответную агрессию. Сохраняя спокойствие, вы повысите вероятность того, что агрессия сойдет на нет, и даже если не исчезнет, то ваше самообладание подчеркнет их плохое поведение.
Пассивные
Пассивные коммуникаторы вряд ли будут отстаивать себя, свои права или убеждения и не станут высказываться, даже когда им этого хочется. Они часто угождают людям, говорят «да», когда подразумевают «нет», извиняются без необходимости, уговаривают себя, избегают конфликтов и конфронтаций.
Можно:
- Сбавить обороты, понизить голос и полностью перевести разговор в другое русло. Дайте собеседнику время и свободу действий, чтобы обдумать свой ответ.
- Больше слушайте, задавайте открытые вопросы и уделяйте время тому, чтобы поддержать собеседника. Дайте им почувствовать свою значимость и объясните, что вам важно их мнение и почему оно важно.
Нельзя:
- Ставить их в безвыходное положение на виду у всех в людной обстановке или быть слишком прямолинейным. Помните, что вы можете показаться слишком сильным, громким и подавляющим.
- Торопить их или ждать, что они будут перебивать друг друга или наперебой высказывать свое мнение без поощрения и дополнительного времени на обдумывание.
Пассивно-агрессивные
Пассивно-агрессивные коммуникаторы не будут напрямую просить о том, что им нужно, или говорить вам, что не так, но они дадут вам знать об этом своими действиями и отношением. Они будут отрицать, что злятся или расстроены, даже если их поведение явно говорит об обратном, станут манипулировать ситуацией, чтобы заставить вас почувствовать себя злодеем, будут молчать, критиковать за спиной и строить из себя жертву.
Можно:
- Сосредоточиться на том, что вы можете контролировать: на себе. Создайте обстановку, в которой вы искренне приветствуете открытую и честную обратную связь, не переходя при этом в оборонительную позицию, чтобы у них был стимул высказаться и они могли спокойно говорить о своих чувствах.
- Решать вопросы, связанные с поведением, а не переводить разговор на человека. Скажите что-то вроде: «Судя по вашему поведению, вы злитесь на меня. Я рад поговорить о том, что вас беспокоит, но если вы не скажете мне, в чем дело, я не смогу решить эту проблему».
Нельзя:
- Самим втягиваться в пассивно-агрессивное общение. Моделируйте поведение, которое вы хотите видеть, сохраняйте контроль и будьте выше детских обид и мелочности.
- Играть в манипуляции, спрашивая: «Что случилось? Почему вы на меня обиделись?» Это может усилить нежелательное поведение, поскольку пассивно-агрессивные коммуникаторы часто хотят привлечь к себе внимание или получить эмоциональный контроль над другими.
Ассертивные
Ассертивные коммуникаторы знают, когда нужно высказаться, а когда отступить. Они последовательны, спокойны, уместно честны и при конфликтах используют подход, основанный на решении проблем. Они не уклоняются от сложных разговоров, но и не давят на собеседника. Ассертивные, или самодостаточные коммуникаторы, ищут взаимовыгодные решения, когда это возможно, готовы слушать и вести активные беседы, не нападая на собеседника.
Можно:
- Быть напористым в ответ. Четко и аргументированно излагайте свои мысли, будьте спокойны и хорошо осведомлены. Знайте свои главные идеи и уважайте мнение собеседника.
- Давать честную и конструктивную обратную связь. Ассертивные люди примут ее на вооружение и будут использовать для самосовершенствования.
Нельзя:
- Ходить вокруг да около, говорить туманно или пытаться манипулировать ситуацией. Это расстроит самодостаточного человека, хотя зачастую он достаточно хорошо умеет сочувствовать и контролировать ситуацию, чтобы справиться с ней.
- Избегать сложных разговоров. Ассертивному коммуникатору комфортно обсуждать идеи и не соглашаться с ними в уважительной форме, и он предпочитает, чтобы проблемы решались, а не игнорировались.
Понимание и адаптация к различным стилям общения может значительно улучшить ваше взаимодействие и результаты. Если вы имеете дело с агрессивными, пассивными, пассивно-агрессивными или ассертивными собеседниками, адаптация вашего подхода к каждому стилю является ключом к успеху. Сохраняя спокойствие, проявляя внимание и способствуя открытому общению, вы сможете более эффективно вести беседу и повысить свои шансы быть услышанным, а также раскрыть лучшие качества других людей.