Любопытный значит умный. Или нет? | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Любопытный значит умный. Или
нет?

Недавнее исследование показало, что любознательность развивает способность к рассуждению

Автор: Ирина Пешкова

Любопытный значит умный. Или нет?
Dim Hou / Unsplash

читайте также

Нанимайте медленно, увольняйте быстро

Грег МакКеон

«Harvard Business Review – Россия»: декабрь 2017

Редакция «HBR — Россия»

Как найти смысл в работе

Джон Коулман

Игра в команде: как правильно планировать время супругам-карьеристам

Эми Джен Су

Любопытство — это чувство, помогающее разнообразить серые будни. Жизнь человека, которому не сидится на месте, как правило, лишена скуки и насыщена событиями. Однако стимулы, вызывающие «жажду знаний», могут сильно варьироваться. Ученые различают перцептивное и эпистемическое (познавательное) любопытство. Первое направлено на поиск разного рода сенсорной стимуляции (тактильной, зрительной, слуховой). Многим из нас вольно или невольно удавалось находить приключения на свою голову и попадать в непредвиденные ситуации благодаря этому виду любопытства.

Второе — это стремление к новым знаниям, когда человеку нравится что-то выяснять, узнавать о чем-то ранее неизвестном или непонятном. Такой вид любопытства (любознательность) стимулирует последовательное исследовательское поведение. Человеку не хватает конкретной информации для понимания ситуации или проблемы, и он всеми силами старается ее получить.

Многочисленные исследования доказывают, что люди с высоким уровнем эпистемического любопытства скорее будут стараться искать новые условия и ситуации, чтобы удовлетворить интеллектуальный голод, и используют более глубокие подходы к обучению. Но каким образом пытливость ума влияет на развитие интеллекта? Другими словами, помогает ли любопытство поумнеть?

В недавнем исследовании ученые из Германии и Швейцарии решили изучить взаимодействие любознательности и подвижного интеллекта (способность рассуждать, запоминать, анализировать и решать задачи). Научная группа также задалась целью — определить, как влияет это взаимодействие на кристаллизовавшийся интеллект (накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки).

В одной из аудиторий немецкого университета собрали 100 человек (преимущественно все из них были студентами, средний возраст испытуемых составил 22 года, 84% участников — женщины). Тестирование состояло из двух этапов. Сначала респонденты ответили на вопросы о том, как они оценивают себя по нескольким личным качествам (любознательность, добросовестность, социальная тревожность). Затем выполнили тесты на структуру интеллекта (ответили на вопросы, охватывающие знания в области географии, истории, искусства, математики, естественных наук, повседневной жизни), а также решили задачи на сообразительность и запоминание.

Результаты исследования проливают свет на механизмы, связывающие любопытство и получение новых знаний. Так ученые установили, что у любознательного человека, прежде всего, развивается способность к рассуждению. Также результаты исследования помогают предположить, что люди, испытывающие жажду знаний, ищут новые и разнообразные ситуации и окружение (посещают библиотеки и музеи) и сами создают среду, стимулирующую интеллект (читают книги, смотрят фильмы, слушают лекции). Такая обогащенная среда повышает их когнитивные способности. Многократное обращение к новой информации и проблемам стимулирует и тренирует способность выявлять взаимосвязи и формулировать правила, тем самым повышая способность к рассуждению.

Исследование также показало, что любопытство не влияет на скорость обработки информации (то есть на способность бегло выполнять несложные когнитивные задачи) или на навык быстрого запоминания.

«Без любознательности, — писал академик Лев Давидович Ландау, — нормальное развитие человека, по-моему, немыслимо. Отсутствие этого драгоценного качества зримо при всяком столкновении с куцым интеллектом, со скучным старичком любого возраста». С этим сложно не согласиться. Более того, по данным более ранних исследований, связь между исследовательскими интересами и интеллектом более выражена в старшем возрасте. Другими словами, чем дольше люди удовлетворяют свою любознательность, тем выше их интеллект. Таким образом, индивиды с более высоким уровнем эпистемического любопытства накапливают больше знаний, чем люди, у которых это чувство развито слабее.

Любопытство — основная движущая сила обучения и развития. Пытливость ума не только помогает лучше ориентироваться в окружающем мире, но также стимулирует и тренирует навыки выявлять и выводить взаимосвязи, позволяя человеку совершенствовать способность к рассуждению.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Being Snoopy and Smart. The Relationship Between Curiosity, Fluid Intelligence, and Knowledge», Freda-Marie Hartung, Pia Thieme, Nele Wild-Wall and Benedikt Hell («Journal of Individual Differences», 2022)