Жизнь как поток | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Жизнь
как поток

Счастье складывается из множества позитивных переживаний. Их станет гораздо больше, если научиться отрешаться от мелких эгоистических потребностей и сиюминутных забот.

Автор: Шикова Елена

Жизнь как поток

читайте также

Врачи готовы, а пациенты?

Лобанов Андрей

Как стать невосприимчивым к стрессу

Дмитрий Жуков

Как прикрывать своих людей

Роберт Саттон

Позвольте сотрудникам решать, когда, где и как работать

Натаниэль Колоц

Рецензия на книгу: Mihaly Chiksentmihalyi. Flow: The Psychology of Optimal Experience. Harper Perennial Modern Classics, 2008.

Еще Аристотель говорил, что самое вожделенное для человека — счастье. Все остальное — здоровье, красота, деньги, власть — ценно лишь постольку, поскольку делает его счастливее. Многое изменилось за прошедшие две с лишним тысячи лет, но стали ли люди счастливее? Часто ли нам кажется, что наша жизнь исполнена смысла? Почему вместо полноты существования мы ощущаем пустоту? Какая часть отведенного нам времени проходит в скуке и беспокойстве? Можем ли мы, наконец, управлять состоянием счастья, вызывая его по собственному желанию? Михай Чиксентмихайи, профессор психологии и менеджмента Клермонтского университета (США), много лет посвятил поиску ответов на эти вопросы. Главное в его теории — концепция оптимального переживания, или потока. Так он назвал состояние человека, который полностью отдается достижению выбранной им самим цели. Его книга «Flow. The Psychology of Optimal Experience» (она несколько раз переиздавалась в США) объясняет, сколь близок поток к тому, что в обыденном языке называют счастьем. Чиксентмихайи подолгу наблюдал за художниками и скульпторами. Его поразили одержимость и погруженность людей искусства в свою работу. Странно, но их мало занимала судьба готовых произведений и зачастую они не думали о том, как их продать, выставить или показать ценителям. Смысл заключался для них не в материальной выгоде или признании, а в самом процессе созидания. По их словам, работа увлекала их, как течение реки. Чиксентмихайи воспользовался метафорой, назвав потоком ощущение полной погруженности в то, что ты делаешь здесь и сейчас, и абсолютной самоотдачи, вплоть до потери чувства времени. Большинство людей, вспоминая самые счастливые моменты своей жизни, говорили о чем-то подобном. Поэтому можно поставить знак равенства между потоком и оптимальным опытом.

Рико — контролер на фабрике, выпускающей аудио- и видеооборудование. Его задача — проверить камеру за сорок три секунды. За рабочий день он должен около шестисот раз выполнить одну и ту же операцию. Большинству людей это наскучило бы через несколько дней, но Рико относится к заданию как к соревнованию с самим собой. «А можно еще быстрее?» — постоянно спрашивает он себя. И вот ему уже достаточно двадцати восьми секунд. Ему нравится испытывать свои способности, пытаться реализовать их в полной мере. Понимая, что на нынешнем месте он вот-вот достигнет предела, Рико поступил на вечерние курсы. Когда он получит диплом, ему поручат работу посложнее и он с тем же энтузиазмом окунется в нее.

Состояние «потока» знакомо каждому из нас. Это те самые вызов и преодоление, которое мы испытываем, играя в свою любимую игру или занимаясь спортом. Что делает захватывающую игру (спортивную или интеллектуальную) эталоном «потока»? Во-первых, она ставит ясные цели; во-вторых, в каждый момент мы видим результаты своих действий, в-третьих, правила абсолютно понятны, и, в-четвертых, сама игра достаточно сложна, чтобы мы могли применить свои особые навыки.

Часто ли мы испытываем ощущение «потока» в работе? Конечно, это зависит и от профессии, и от человека, но вот в чем парадокс: по Чиксентмихайи, на работе люди гораздо счастливее, чем кажется им самим. В ходе его экспериментов сотрудникам звонили на пейджеры в произвольное время несколько раз в неделю. Их просили ответить письменно, чем они заняты в данный момент, насколько сложную задачу решают, в какой мере требуются их навыки и хотели бы они сейчас быть где-нибудь в другом месте. Из ответов следовало, что интересным и неординарным делом в каждый момент времени занят примерно каждый третий респондент — они явно увлечены работой, а значит, полностью растворены в «потоке». И те, кто чаще были им охвачены, в большей мере чувствовали себя на работе «сильными», «активными», «мотивированными» и «сосредоточенными». Вполне ожидаемо результаты распределились по профессиям: ощущение «потока» менеджеры испытывали чаще, чем простые офисные сотрудники или рабочие. В то же время, отвечая на последний вопрос, большинство респондентов говорили, что непрочь были бы в этот самый момент находиться где-то в другом месте. Обычно они подразумевали не другую работу, а досуг. Но когда тем же людям звонили на пейджер в выходные дни, оказывалось, что они довольно редко погружаются в состояние «потока». Мало кто говорил, что он сейчас занимается радостным, интересным и трудным делом; преобладающим настроением была апатия — гораздо хуже, чем в рабочие часы. Люди очевидно «недооценивали» удовольствие от работы и переоценивали удовольствие от досуга. Этот парадокс Чиксентмихайи объясняет распространенным стереотипом: люди думают, что работа — это то, что они вынуждены делать, а не то, к чему следует стремиться.

В целом, способность ощутить «поток», мало зависит от того, богаты ли мы, здоровы, красивы, хорошо ли обустроены. Эти факторы лишь косвенно влияют на нас. А вот ощущение ясной цели и полноты жизни связаны с «потоком» напрямую. В доказательство Чиксентмихайи приводит исследование доктора Фаусто Массимини из Миланского университета, проведенное с молодыми инвалидами-колясочниками. Большинство получили увечье в результате катастроф. Как ни странно, эти трагические события некоторые из них вспоминали и как самые ужасные, и как самые позитивные в своей жизни. Этот парадокс легко объясняется с точки зрения теории потока. У молодых людей внезапно появилась очень ясная цель — снова учиться жить, и преодоление немощи само по себе стало для них источником гордости и удовлетворения.

Большинство из нас заперто в жестких рамках заданной генетической и социальной парадигмы — «инструкций», которые вписали в наше сознание родители и общество. Люди ощущают себя несвободными, запрограммированными и, вследствие этого, несчастными. Но каждый может вырваться из этого плена, говорит Чиксентмихайи. Поиск новых целей в жизни во многом сродни творчеству художника или композитора. Никто не сделает этого за нас. Когда же свой особый путь становится яснее, надо полностью отдаться предназначению, не отвлекаясь на сиюминутные потребности и мелкие события. Важно уметь концентрироваться на главном. Если вы не сосредоточены, любая мелочь может увести вас от цели, вы испытывает неудовлетворенность, беспокойство, страх, смятение и другие отрицательные эмоции (автор называет это психической энтропией). К сожалению, люди не понимают, насколько сосредоточенность и счастье близки друг другу. Редко кто готов заставить себя сконцентрироваться на том, что делает сейчас. К примеру, мы охотно откладываем в сторону книгу и включаем телевизор, как только становится «трудно» удерживать внимание на чтении.

В самые плодотворные годы жизни мы не меньше трети времени проводим в работе. Многие думают: не так уж и важно, нравится она или нет, главное — давала бы средства к существованию и уверенность в завтрашнем дне. Но от нас самих во многом зависит, что мы ощущаем — радость и удовлетворение или скуку и апатию — на протяжении долгого рабочего дня. В качестве причины своей неудовлетворенности работой люди редко называют низкую зарплату: оказалось, для них важнее, если работа однообразна и скучна, если они не ладят с коллегами или с начальством и если испытывают чрезмерный стресс. Последнее чаще всего отмечают начальники и топ-менеджеры. У каждого из названных факторов неудовлетворенности два слагаемых — то, что происходит в реальности и в нашем восприятии. В конце концов любую, даже самую скучную работу можно превратить в увлекательное занятие. Надо, как Рико, опробовать альтернативные методы и выбрать лучший. Возможно, за это вас продвинут по службе. Но даже если никто не заметит ваших достижений, вы получите удовольствие от собственного творчества.

С конфликтами на работе поможет справиться простое правило: поставь себя на место другого. Зачастую мы заранее представляем себе, как к нам должны относиться окружающие, и любой ценой стремимся добиться достойного места в неписаной иерархии. Но ведь и коллеги жаждут признания, а мы не очень-то учитываем их цели. Если попытаться им помочь, конфликт почти всегда удается снять.

И наконец, самый субъективный фактор — стресс. Он существует, только когда мы его ощущаем, поэтому здесь важнее всего контролировать собственное сознание. Прежде всего надо понять, какие задачи приводят вас в смятение, а затем — каких способностей и навыков вам не хватает, чтобы их выполнить. Что делать, если задача не по зубам: отказаться, попросить помощи у коллег или попробовать приобрести нужные навыки? Это решение — только за вами. В любом случае, самостоятельно выбрав ту или иную стратегию, вы снизите уровень стресса и почувствуете, что контролируете ситуацию и она больше не опасна для вас.

Онкобиолог Георг Клейн возглавляет исследовательский отдел в стокгольмском Каролинском институте. Клейн очень любит свою работу, но ему часто приходится делать то, чего он не выносит: стоять в очередях на регистрацию в аэропортах и составлять заявки в государственные органы на субсидии и исследовательские гранты. Чтобы избавиться от тягостного ощущения вынужденности, он объединил эти два ненавистных ему дела. Теперь он записывает свои предложения по финансированию на диктофон, стоя в очереди или ожидая рейса в аэропорту. Для него это превратилось в игру: он снова чувствует себя хозяином положения.

В любых обстоятельствах, пишет автор, можно ощущать себя не жертвой, а творцом. Для этого в самом выборе цели надо проявлять гибкость. Возьмем для примера Фила. Он хочет стать вице-президентом компании, но боится, что предпочтут не его, а коллегу, который поддерживает тесные отношения с гендиректором. Фил может либо убедить гендиректора, что он — лучше (то есть изменить внешние обстоятельства ), либо избрать иную цель, то есть изменить свое отношение к прежней. Понятно, что если он перестанет связывать успех только с карьерой, то ему удастся больше времени уделять близким или саморазвитию. Но какую стратегию выбрать, знает только Фил: «лучшая» — это та, что соответствует его пониманию собственного предназначения.

Итак, чтобы работа не была источником скуки и стресса, нужно направлять всю психическую энергию и внимание на ежедневные задачи. Этого же правила следует придерживаться, взаимодействуя с людьми, прежде всего с семьей. Сегодня, когда ослаб контроль общества и церкви над институтом брака, когда его сохранение стало делом личного выбора, семья не может выжить без взаимных усилий. Чтобы совместная жизнь была во благо, надо инвестировать силы, время и внимание в интересы и цели своих домочадцев.

Собственно, все, что нужно для счастья, — это удовольствие от работы и радость от взаимоотношений с близкими, пишет Чиксентмихайи. Но без постоянного самоограничения этого не достичь. Вряд ли счастлив тот, кто тратит жизнь на пассивные развлечения. Разве можно реализовать себя, проводя все свободное время у телевизора или листая глянцевые журналы? Какое удовлетворение вы получите в итоге? В мире полно возможностей, но чтобы чем-то по-настоящему заинтересоваться, придется потрудиться. Нужно пробудить в себе любопытство к жизни, задумать какие-то собственные проекты, прочувствовать значение того, что вы делаете. И наконец, разрозненные цели, интересы и события своей жизни предстоит сплести в одно гармоничное целое — то, что психологи называют темой жизни. Кто-то хочет создать лекарство от рака, а кто-то — заработать миллион. В прошлом сознание и цели людей формировала религия. Ей на смену пришла экономическая парадигма: успех стали измерять материальными достижениями. Концепция «потока» указывает направление, в котором стоит реформировать общественные институты — и сделать наше существование как можно более гармоничным. О том или ином строе, государстве и правительстве надо судить не по техническим достижениям и материальному достатку, а по тому, насколько жизнь людей наполнена разнообразным креативным опытом. Разумеется, для всего этого человеку нужна свобода. Но прежде всего надо научиться самому контролировать свое сознание.